Белорусские производители и экспортеры нефтепродуктов с декабря 2015 года не осуществляет отгрузку авиатоплива в Украину из-за действий украинских таможенников в отношении поставок компании "БНК-Украина". Запрет на поставки РТ в Украину будет действовать до разрешения конфликта в суде. Об этом сообщает OilNews со ссылкой на импортеров авиатоплива.
Поводом для остановки поставок реактивного топлива стали судебные решения, направленные на удовлетворение требований ГФС по начислению повышенного акциза путем переведения продукта из категории "топливо для реактивных двигателей" в группу "бензины специальные" в подгруппе "легкие дистилляты". Таким образом, импортера вынуждают платить акциз не 23 евро/тонн, а 202 евро/тонн (ставки по состоянию на 2015 год), что делает этот товар на рынке неконкурентоспособным.
"После того, как судебные тяжбы затянулись, белорусская сторона полностью остановила экспорт в Украину до разрешения конфликта", - пояснил собеседник.
Согласно ряду решений житомирских судов, размещенных в едином госреестре, в феврале 2015 года "БНК-Украина" выполняла поставку РТ производства ЗАО "Нафтан". Из очередной партии авиатоплива, поставленной по долгосрочному контракту, была отобрана проба и специализированная лаборатория ГФС заключила, что 90% продукта перегоняется при температуре 209 градусов при норме для легких дистиллятов в 210 градусов.
Главный критерий различия понятий "легкие дистилляты" и "средние дистилляты" - процент содержания объема продукта, который перегоняется при 210°C. Если при этой температуре перегоняется 90% нефтепродукта и более, то это "легкие дистилляты", если же при этой температуре перегоняется менее 90% нефтепродуктов, то это "средние дистилляты".
В сентябре 2015 года проблемы возникли у других поставщиков авиатоплива. Так, независимая экспертиза топлива марки Jet A-1 из Болгарии, произведенного международным сюрвейером SGS, показала содержание ароматических углеводородов в объеме 11-12%. В то же время лаборатория ГФС выявила 34% (норма 20%).
В 2015 году половина рынка авиакеросина наполнялась по импорту (всего 113 тыс. тонн). На белорусский продукт пришлось 96,2 тыс. тонн (85%). В связи с прекращением белорусского импорта рынок переориентировался на более затратные морские поставки. За счет импорта на данный момент обеспечиваются и потребности Вооруженных Сил Украины.