Координатор реформы транспортной отрасли центра экономических реформ при президенте Украины Александр Кава о том, почему, потратив $307 млн на поезда Hyundai, правительство так и не смогло создать высокоскоростное ж/д сообщение.

Почему Укрзализныце придется докупать поезда

При запуске скоростного движения в Украине был допущен ряд ошибок. В частности, конструкционная скорость электропоездов HRCS2, купленных УЗ у компании Hyundai Rotem к Евро-2012, - 176 км/ч, его максимальная эксплуатационная скорость - 160 км/ч.

Такова и максимальная скорость, которую может выдержать наше ж/д полотно. Но эти поезда работают на пределе, то есть, когда мы захотим поменять полотно и повысить скорость сообщения, нам придется закупать новые, более быстрые поезда. Кроме того, емкость в 579 посадочных мест слишком велика для дневного сообщения, особенно при существующем в Украине пассажиропотоке. Оптимальным было бы количество в 300-400 мест.

Какая польза от поездов Hyundai

Значительно увеличена маршрутная скорость сообщения. До запуска электропоездов Hyundai, по маршруту Киев - Львов поезд шел около 8 часов, сейчас время пути - чуть менее 5 часов. Минимальное время хода поезда Киев-Харьков было 5 часов 55 минут, сейчас - 4 часа 25 мин. По маршруту Киев-Донецк раньше поезд шел 12 часов, сейчас чуть менее 7 часов.

Но если сравнивать скоростное ж/д движение в Украине со странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, показатели максимальной скорости поездов у нас значительно ниже. 

При этом показатели маршрутной скорости скоростных поездов в Украине сопоставимы, например, с Финляндией, где она находится в пределах 110-130 км/ч. Но максимальная скорость в Финляндии составляет 220 км/ч, а в Украине - 160 км/ч.

Как увеличить скорость

Существует два пути: строительство выделенных высокоскоростных линий (максимальная скорость на таких линиях - 400 км/ч), или модернизация существующих линий (максимальная скорость ограничена 220 км/ч). После этого - закупка новых высокоскоростных поездов.

В Мининфраструктуры сейчас прорабатываются разные направления развития скоростного движения. Но даже для модернизации существующих путей нужны большие инвестиции - в спрямление кривых, выделение земли, инженерные сооружения, мосты и эстакады.

Сколько это стоит

Это будет зависеть от утвержденной маршрутной скорости на каждом конкретном участке пути. Чем выше маршрутная скорость, тем выше цена модернизации. 

Стоимость прокладки новой высокоскоростной линии составляет порядка $20 млн за один км пути.

О закупке Крюковских поездов

Реализация движения со скоростью более 160 км/час потребует закупки новых, более скоростных составов. Теоретически такую конструкционную скорость - 220 км/ч - могут обеспечить и Крюковские поезда.

Сейчас прорабатывается вопрос о финансировании покупки двух скоростных поездов Крюковского вагоностроительного завода за счет кредитных средств (согласно постановлению Кабмина N404, о порядке привлечения средств под государственные гарантии в 2013 году). Маршрут, по которому они будут курсировать, пока определяется.

О скоростных поездах из Киева в Полтаву

Наиболее привлекательным участком для дальнейшего повышения скорости движения является линия Киев - Полтава. Ее модернизация позволит не только сократить время в пути между этими городами (сейчас 2,5 часов, при расстоянии 340 км). Это ускорение позволит сократить время в пути для скоростных поездов из столицы в Харьков, Донецк, Днепропетровск и Запорожье, так как участок Киев-Полтава - общий по направлению в эти города. 

О маршруте Киев-Москва

Пока экономически целесообразен только один проект, который имеет достаточный платежеспособный спрос. Это международная высокоскоростная линия Киев - Москва. На данном направлении уже сейчас перевозится более 3 млн пассажиров в год. Такой пассажиропоток позволяет всерьез рассматривать проект строительства высокоскоростной линии.

При этом линия должна идти по кратчайшему маршруту, протяженностью порядка 700 км (на 150 км короче существующего), и пройти через крупные города - Чернигов, Брянск и Калугу. 

В таком случае время на маршруте можно сократить с теперешних 8 часов до 3 часов. Это позволит эффективно конкурировать с авиационным транспортом (сейчас выполняется до 22 ежедневных рейсов в каждом направлении).

Проект сейчас находится на стадии обсуждения. Срок его реализации - более 10 лет. Объем инвестиций - около $14 млрд. Схема финансирования будет определяться в ходе переговоров между сторонами.

Об отмене ночных поездов

В стране с такой большой территорией и разветвленной ж/д сетью, как в Украине, нельзя говорить о полном отказе от ночного сообщения даже в долгосрочной перспективе, поскольку невозможно обеспечить дневное сообщение между всеми городами.

Ночное и дневное сообщение - это два разных сегмента перевозок, со своими принципами. Однозначно в Украине будут развиваться оба эти направления. Новая классификация поездов четко фиксирует разделения между ними. Вопрос отмены ночных поездов сегодня не актуален. 

Об увеличении скорости на ночных поездах

При наличии достаточного количества новых современных вагонов и локомотивов, можно было бы значительно сократить время поездов в пути на некоторых направлениях даже при существующей инфраструктуре. 

Это связано с тем, что сейчас многие ночные поезда идут по тем же скоростным коридорам, что и дневные скоростные поезда. К примеру, поезд по маршруту Киев-Львов-Ужгород находится в пути 15 часов. Но даже при существующей инфраструктуре участок Киев-Львов можно проходить за 5,5 часов вместо 9 часов - за счет более высокой скорости самого поезда. 

Как показывает европейский опыт, запускать скоростные поезда с местами для сидения в ночном сообщении не целесообразно.

О закупке вагонов

В прошлом году президент ставил задачу закупить 248 пассажирских вагонов за бюджетные средства, но эта статья так и не была профинансирована. Бюджета на 2014 год еще нет, но ситуация с подвижным составом критическая - более 80% пассажирских вагонов исчерпали свой ресурс.