В проекте контейнерного транзитного поезда "Викинг" из Литвы в Украину может принять участие еще и Турция. Министры транспорта Литвы и Турции подписали вчера меморандум о возможном присоединении страны к "Викингу". Турция — крупный экспортер и может помочь с загрузкой поездов. Но пока скорость и стоимость доставки контейнеров не позволяют сделать проект прибыльным, констатируют участники рынка.
Меморандум о планах Турции присоединиться к проекту контейнерного поезда "Викинг" вчера в Литве подписали министры транспорта Литвы и Турции Римантас Синкявичюс и Бинали Йылдырым. "Нас радует ясно выраженная партнерами позиция по возможности продления маршрута "Викинга", соединяющего регионы Балтийского и Черного морей, до Турции",— заявил господин Синкявичюс. Для пуска пробного состава по маршруту будет создана рабочая группа.
"Викинг" проходит через Украину, Белоруссию и Литву и соединяет цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей. Поезд курсирует между Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) и литовским портом Клайпеда. Общая протяженность его маршрута — 1753 км, путь занимает 52 часа. Проект существует уже 10 лет.
Турции предложено два варианта присоединения к проекту — сухопутный и комбинированный. Сухопутный транспортный коридор может проходить по территории Белоруссии, Украины, Румынии и Болгарии. При этом Болгария уже участвует в проекте, а Румыния подписала соответствующий меморандум в конце февраля. Комбинированный вариант перевозки предполагает проезд через Белоруссию, Украину в ИМТП, а дальше по морю в турецкий порт Самсун.
Второй вариант предпочтительнее, поскольку может дополнительно загружать украинские порты, считает начальник ИМТП Александр Григорашенко. "Мы весьма заинтересованы в наращивании объемов перевозок контейнеров. Но необходимо решить ряд вопросов для ратификации наших совместных правил эксплуатации вагонов и доставки грузов с участием морских перевозчиков. В частности, правила перевозок грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении",— говорит начальник главного коммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов. По его словам, все необходимые для ратификации документы уже находятся в Верховной раде: "Но вы же видите, как она работает" (см. материал на стр. 1).
Сейчас объемы перевозок "Викингом" незначительны. За 10 лет по территории Украины этим поездом перевезено около 55 тыс. TEU (20-футовый контейнер), из них около 14 тыс. TEU — в прошлом году. Для сравнения: украинские порты — Одесский, Ильичевский и "Южный" — в прошлом году перевалили 751,29 тыс. TEU, свидетельствуют данные Informall. Участники рынка отмечают, что в Европе половина контейнеров перевозится по железной дороге, тогда как в Украине почти все грузы — автомобильным транспортом. Но "Викинг" до 2012 года не имел регулярного сообщения, поэтому грузоотправители просто не верили в стабильность работы этого проекта.
Направление в Турцию очень перспективное для "Викинга" — эта страна является основным поставщиком контейнеров, говорит начальник Одесского МТП Юрий Васьков. В 2011 году портовые комплексы только Стамбула переработали 2,9 млн TEU. Но, чтобы направление полноценно работало и привлекало крупных перевозчиков, нужно оптимизировать процедуры по оформлению контейнеров, которые грузятся на эти поезда — как в портах, так и в пунктах перехода. По словам господина Васькова, сейчас поезда с грузами могут простаивать на отдельных пунктах часами, а то и днями. Директор "Containerships Украина" Игорь Богданов отмечает, что добавление Турции в этот проект может существенно удлинить время доставки груза, что может быть невыгодно для клиентов. Так, в случае сухопутного варианта доставка может занимать около двух недель. "В случае же комбинированной перевозки доставка груза может быть на 30-50% дороже, чем перевозка по морю из Балтики в Турцию. В любом случае пока неизвестно, как именно будет организовано это сообщение и насколько регулярным оно будет",— добавил господин Богданов.