В авиакомпании "ЮТэйр-Украина" знают секрет быстрого успеха: за три года с момента основания – в конце 2009 года – украинская "дочка" российской "ЮТэйр" стала крупнейшим авиаперевозчиком на внутренних рейсах. Выйти в лидеры компания смогла после краха одного из главных конкурентов – "АэроСвита". По итогам 2012 г. "ЮТэйр" перевезла 420 000 пассажиров, это на 90%, больше, чем в 2011 г.  

Сейчас в компании не все гладко. Карен Антонов, сопредседатель наблюдательного совета "ЮТэйр-Украина", признается, что развиваться и закупать новые самолеты мешает отсутствие назначений на маршруты. Как ускорить их получение, в "ЮТэйр" пока не знают. Намного успешнее это получается у конкурента компании – МАУ. Об отношениях с конкурентами, будущих рейсах и пока призрачной прибыли Антонов рассказал в интервью Forbes.

– Все крупные перевозчики сейчас пробуют получить маршруты "АэроСвита". На какие претендуете вы?

– Мы проанализировали потенциально интересные направления для развития авиакомпании и подали в Государственную авиационную службу заявки по маршрутам, которые сейчас не выполняет "АэроСвит". Компания готова выполнять европейские рейсы из Киева и, что важно, готова развивать региональные аэропорты. Есть технические возможности, есть персонал.

– Какие рейсы вас интересуют прежде всего?

– Европейские столицы: Лондон, Париж, Рим. Восточная Европа: Прага, Варшава. Нас интересуют полеты в Баку, Ереван. Все эти рейсы мы готовы выполнять.

– Почему Госавиаслужба тянет с решением этого вопроса?

– Для нас это загадка. Мы заявки подавали еще до проблем "АэроСвита" – в ноябре 2012 года, и после этого подавали еще не раз.

– У вас есть назначения на ряд маршрутов, которые вы не используете?

– Например?

– Вот список.

– 90% из этого списка мы выполняем. Ивано-Франковск – Москва у нас нет назначения, Львов – Варшава и Львов – Краков вскоре должны выполняться. Днепропетровск – Москва – в Днепропетровск нас вообще не пускают.

– Днепропетровским аэропортом владеет группа "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Это они вас не пускают?

– (Улыбается.) Авиакомпания контактирует с аэропортом по данному вопросу. Поэтому мы можем ссылаться только на их ответы. Они говорят, что у них нет возможности принимать наши самолеты.

Дальше по маршрутам. Киев – Вильнюс мы будем выполнять с 22 марта. Киев – Подгорица мы выполняем из Харькова. Одесса – Москва будем выполнять весной, Киев – Краснодар, Киев – Тбилиси, Киев – Санкт-Петербург – с 1 марта. Все, что мы заявили, мы будем выполнять. Начало выполнения рейсов требует подготовки, организации продаж в странах выполнения полетов. Такая работа сейчас ведется по тем направлениям, куда у нас есть назначения, но мы пока не летаем. Более того, сейчас мы ждем комиссии, чтобы продолжить этот список.

Первым делом – самолеты

– В этом году вы планируете купить три боинга 737-800. Будете использовать их для чартеров?

Да, только для чартерных рейсов. Это очень серьезные капиталовложения. Первый самолет мы получим в начале марта. Это очень хорошие и практически новые машины. Мы хотим поучаствовать в украинской чартерной программе, чтобы расширить возможность выбора для украинских туристов.

– Где эти самолеты будут базироваться?

– В Борисполе.

– Какими еще самолетами планируете расширять парк в дальнейшем, а какие самолеты – выводить из эксплуатации?

– Из эксплуатации, скорее всего, будем выводить ATR 42 (5 самолетов). Дело в том, что у нас в парке почти все – новые самолеты. У нас есть предложения по пополнению флота практически новыми самолетами среднемагистральной дальности. Я не хочу сейчас открывать карты. Мы хотим наполнить украинский рынок новыми машинами. Это серьезные инвестиции в экономику страны. Принятие решения о выборе воздушных средств (ВС) всегда обусловлено анализом потенциала пассажиропотока направлений, которые будут выполняться на этих ВС. В связи с отсутствием понимания ситуации по получению назначений для нашей авиакомпании этот процесс выбора и получения новой техники значительно усложнился.

– Назначения на некоторые маршруты "АэроСвита" еще в декабре 2012 г. получила МАУ. Вы будете оспаривать выдачу назначений без тендеров?

– Данная информация не была доведена до сведения других украинских перевозчиков. Для нас загадка, как они получили эти назначения. Есть закон Украины, там четко определена процедура получения того или иного назначения.

– Вы говорили, что в Днепропетровск вас не пускают. Как обстоят дела с остальными аэропортами?

– Мы чувствуем поддержку всех аэропортов: Львовского, Донецкого, Харьковского, Одесского. Для них наличие авиакомпании – это доходы. Сейчас аэропорты активно лоббируют интересы авиакомпаний: получение назначений, усиление маршрутов. Это очень приятно.

Длинные деньги

– Рентабельность авиаперевозок крайне невысокая, говорят о цифрах 0,5-2,0%. Зато значительные обороты. К примеру, доход группы компаний "ЮТэйр" от пассажирских авиаперевозок в 2011 г. достиг $1,2 млрд. Какая у вас в среднем рентабельность?

– Авиация – это длинные деньги. Получить прибыль сразу невозможно. Раскручивание одной линии занимает до 2 лет. Есть период инвестирования, есть период стабилизации, и только потом – доходности. И это при условии, что ваш продукт самый конкурентоспособный, самый лучший и пассажир проголосовал за вас кошельком. Сейчас у нас новые самолеты, новые линии.

– Когда планируется выйти на прибыльность?

– Я думаю, в течение 2 лет мы должны выйти на самоокупаемость.

– А каковы показатели рентабельности материнской компании?

– В "ЮТэйр" сейчас идет большой инвестиционный проект. В течение 2 лет мы получим 60 новых самолетов, самых последних, самых лучших. На это требуются огромные инвестиции. Я не говорю о вертолетной технике. Говорить о рентабельности пока слишком рано.

– Доля "ЮТэйр-Украина" в общем бизнесе компании оставляет чуть более 3%. Украинская компания в прошлом году получила доход примерно $2 млн? 

– В 2012 г. мы получили 5 новых машин, организовали станции по техническому обслуживанию, прошли сертификацию по международным авиационным правилам. Мы сделали колоссальную работу за 2012 г. Это огромные инвестиции в экономику Украины.

– Каков объем инвестиций?

– Я бы не хотел об этом говорить.

– Какая у вас в среднем загрузка машин?

– Понятие загрузки рейса и доходность – это разные вещи. При развитии линии существует несколько этапов. Например, при открытии нового направления всегда есть период промо-продвижения на рынке, что предполагает низкие тарифы. На одном рейсе есть разные сегменты пассажиропотока по разной цене: прямой пассажир, транзитный, туристический поток, и т.д. От умения авиакомпании правильно спрогнозировать эти потоки и определить ценовую политику для каждого и складывается загрузка и доходность на рейсе.

– С какими компаниями вы планируете заключить партнерские соглашения, к примеру, как с "Мотор Сич" и российским "ЮТэйр"?

– Это диктует рынок. С "Мотор Сич" мы давно дружим. Наша материнская компания – российская "ЮТэйр" – один из крупнейших заказчиков "Мотор Сичи". Что касается код-шерингового соглашения, проводятся переговоры, но пока мы не готовы об этом говорить. Мы открыты для диалога со всеми компаниями, если это позволит создать качественный продукт для пассажира.