За последнее время украинский рынок воздушных перевозок покинули "АэроСвит" и Air Onix. Будет ли пополняться этот список в условиях кризиса? Новостные ленты запестрели сообщениями о грядущем сокращении программы внутренних рейсов "ЮТэйр Украина". В них говорится, что дочерняя структура российского "ЮТэйра" откажется от ближнемагистрального флота, состоящего из самолетов ATR 72-500 и Bombardier CRJ-200. Чартерные рейсы, которые выполняются на среднемагистральных Boeing 737-800, будут сохранены. По словам информированных источников, сейчас перевозчиком занимается антикризисная комиссия, которая и определит дальнейшие направления его деятельности.
Читайте также Долги Air Onix: почему авиакомпания не спешит восстановить полеты
В самой авиакомпании информацию о закрытии внутренних маршрутов опровергают. "Все шаги по работе той или иной линии регулируются спросом. В связи с его снижением на ряде направлений мы сокращаем часть международных рейсов – Киев-Санкт-Петербург, Харьков – Баку и Харьков–Ереван. Однако внутренние перелеты будут выполняться и в дальнейшем", - сказал Центру транспортных стратегий представитель "ЮТэйр Украина".
По его словам, с 11 марта перевозчик добавил вторую частоту на линию Киев–Одесса, тогда как полеты в Симферополь прекратились еще в прошлом сезоне и не связаны с сегодняшними политическими событиями. В то же время уменьшается интенсивность полетов на линии Киев–Харьков и Киев–Луганск. А на востребованном направлении Киев–Донецк наблюдается снижение загрузки. "По мере восстановления спроса мы будем восстанавливать рейсы", - отметил источник в компании. Начало работы на новых направлениях – Сочи и Рига – пока откладывается на неопределенный срок.
Украинские аэропорты, со своей стороны, заявляют, что "ЮТэйр Украина" не вносила серьезных изменений в летнее расписание. "Пока что официально компания ничего не меняла", - сообщил Центру транспортных стратегий генеральный директор Львовского аэропорта Роман Гонтарев. В то же время рейс Львов–Москва был передан российскому "ЮТэйру", а его частота сократилась с семи до четырех раз в неделю. В пресс-службе Одесского аэропорта Центру транспортных стратегий рассказали, что на период летней навигации-2014 "ЮТэйр Украина" заявлена на такие направления, как Киев и Анталья, и пока что никаких официальных изменений в свой график перевозчик не озвучивал. В столичном аэропорту Жуляны отметили, что компания еще не предоставила свое расписание.
Впрочем, полагают эксперты, с учетом предыстории и сложившейся политической ситуации риски для компании сохраняются. Напомним, российский "ЮТэйр" вышел на украинский рынок еще в 2009 году. Но активно заниматься освоением внутренних маршрутов перевозчик начал в 2012 году. Тогда "ЮТэйр Украина" предлагала альтернативу альянсу "Украинская авиационная группа", где перелетами по стране заведовала авиакомпания "Днеправиа". А крах "АэроСвита" в конце 2012 года практически расчистил эту нишу для дочерней структуры "ЮТэйра".
Правда, работы на внутреннем рынке для успеха было явно недостаточно, и компания решила попытать счастья на международных направлениях. Тем более, уход крупнейшего перевозчика освободил около сотни маршрутов, на которые с аппетитом смотрели другие игроки. Однако откусить самые лакомые куски пирога удалось не всем, и в результате "ЮТэйр Украина" получила от лицензионной комиссии далеко не самые привлекательные линии.
Из них компания попыталась выбрать не самые убыточные и наладить на них работу. Тем более, что финансовые потери обещала компенсировать материнская структура, которая настаивала на стремительном развитии маршрутной сети. В результате, "ЮТэйр Украина" начала выполнять сомнительные с коммерческой точки зрения рейсы Киев–Тбилиси и Киев–Вильнюс. Эти направления из сети "АэроСвита" использовались исключительно как источники транзитного потока, который "ЮТэйр Украина" из-за своей модели и меньшего масштаба генерировать не могла. В то же время прямых пассажиров было явно недостаточно для окупаемости. В результате грузинские перелеты были убыточными, а прибалтийские рейсы немного не дотягивали до нуля. В ноль удалось вывести линию Киев–Санкт-Петербург.
Однако в марте 2013 года материнская структура прекратила поддержку украинского "ЮТэйра" из-за собственных проблем. Хотя в этот период руководство наблюдательного совета дочерней компании этот факт отрицало. И убыточные направления пришлось закрыть.
Эксперты допускают возможность прекращения деятельности украинского перевозчика, объясняя это не только экономикой, но и политическими причинами.
Какая же дальнейшая судьба "ЮТэйр Украина" в таких непростых обстоятельствах? Эксперты допускают возможность прекращения деятельности украинского перевозчика, объясняя это не только экономикой, но и политическими причинами. "Я не исключаю решения о сокращении деятельности украинской компании российскими акционерами по политическим причинам. Дело в том, что модель, которую выбрала "ЮТэйр Украина", имеет право на существование. Перевозка бизнес-пассажиров между столицей и крупными городами Украины при адекватной ценовой политике приносила бы результаты. Тем более, что для этих перевозок авиакомпания использует высокоэффективные турбовинтовые самолеты ATR-72. Кроме того, компания выполняла задачу по подвозу пассажиров из основных региональных центров Украины в основной хаб – московский аэропорт Внуково. Поэтому развивать транзитные потоки в Киеве не было смысла. В то же время нет системности подхода к развитию других сегментов бизнеса, о чем свидетельствуют хаотично открытые рейсы, на линиях где у "ЮТэйр" не было никакого конкурентного преимущества: Киев–Тбилиси, Киев–Вильнюс, Харьков–Баку, Харьков–Ереван и т.д. Возможно, эти рейсы и тянули их на дно", - сказал Центру транспортных стратегий директор Центра экономического анализа Александр Кава.
Руководитель консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий также не исключает прекращения работы украинского перевозчика, как по политическим, так и по экономическим причинам. "Сейчас экономический и политический кризис добивает бизнес. Поэтому нужно принимать меры, и первое, что делается, - это сокращение ненужных расходов. Практически все внутренние рейсы в Украине, за исключением направлений Киев–Одесса, Киев–Симферополь летом и Киев–Донецк, убыточны", - сказал эксперт Центру транспортных стратегий.
Но, по его мнению, самые большие риски для украинского "ЮТэйра" все же лежат в политической плоскости, так как перевозчик может пострадать от ответных действий украинской власти в адрес России. "Сама компания была создана с единственной целью: "ЮТэйр" позиционируется как крупная сетевая компания с хабом во "Внуково", и туда подвозили пассажиров. Но, поскольку Украина защищала свой рынок, они создали здесь дочернюю структуру. И в свете нынешних событий самый главный риск для этой структуры – политика. Сейчас руководство Украины не приняло для себя решение, какой симметричный или несимметричный ответ на действия России оно предпримет, и какого бизнеса оно коснется", – резюмирует Ланецкий.