В интервью ЛІГАБізнесІнформ генеральный директор компании Мастер-Авиа, управляющей аэропортом Киев (Жуляны), Алексей Яковец рассказал кому достанутся рейсы АэроСвита, почему в Украине дорогие авиабилеты и во сколько компании обходится реконструкция Жулян.
- По итогам прошедшего года аэропорт Киев нарастил объем пассажиропотока на 83,4% по сравнению с 2011 годом - до 862 тыс. человек. Какую динамику вы видите в 2013 году?
- В аэропорту Киев пассажиропоток в этом году должен увеличиться еще на 50%. По заявленным программам, на прилет и вылет, мы планируем выйти на уровень 1,2-1,25 млн. пассажиров.
Январь подтверждает наши прогнозы - сезонность полетов не отразилась на наших показателях. По итогам месяца, по пассажиропотоку заняли второе место в Украине, после Борисполя. В 2012 году второе место занимал Симферополь (1 млн. пассажиров), затем Донецк (около 700 тыс.), Одесса (около 690 тыс) и аэропорт Киев (680 тыс.).
- За счет чего произойдет рост? Ведь рассчитывать на увеличение доходов пассажиров не приходится...
- Рассчитываем на приход новых авиакомпаний, расширение флота существующих и перераспределение направлений, ранее обслуживаемых АэроСвитом.
- Сегодня основной пассажиропоток в аэропорту обеспечивают авиакомпании группы Wizz Air, группы ЮТэйр, авиакомпания Трансаэро, Air Onix и Хорс. Кого еще намерены привлечь в этом году?
- Из аэропорта Киев начнет полеты крупная греческая компания Aegean Airlines. Это полностью наша новая программа. Компания не базировалась в Борисполе. В период с апреля по октябрь греческий авиаперевозчик выполнит порядка 260 рейсов на самолетах Airbus A320 и Boeing 737-800.
- Кому из базирующихся в аэропорту Киев авиакомпаний могут достаться направления АэроСвита ?
- Рынок определенно изменится. Ряд направлений получат Международные Авиалинии Украины (МАУ), как глобальный украинский перевозчик. Дополнительные назначения достанутся Визз Эйр Украина, которая специально для этих целей пополнит флот двумя новыми самолетами Airbus A320 (Компания подала заявки на 18 направлений АэроСвита, - ред.). Надеемся, что ЮТэйр Украина получит назначения в Европу. Речь идет о рейсах в Рим и Париж. Парк ЮТэйр Украина увеличится на три самолета Bombardier CRJ 900.
- Какие направления будут развиваться наиболее интенсивно в среднесрочной перспективе? Какие новые регулярные рейсы появятся в 2013 году?
- Я не думаю, что в ближайшее время авиакомпании откроют новые маршруты внутри Украины. По популярным направлениям - Донецк, Львов, Симферополь - их достаточно, а такие города, как Кривой Рог, или Луганск не генерируют большой пассажиропоток. Если говорить о международных направлениях, авиакомпания Хорс планирует активно работать на рынке регулярных чартерных международных рейсов. Она заявила на 2013 год порядка 240 рейсов. Основные туристические направления - Испания, островная Греция, Салоники.
Российская Трансаэро, которая перевела к нам часть рейсов из Борисполя, помимо регулярных рейсов Киев-Москва, водит новые рейсы в Екатеринбург, Омск и еще несколько российских городов, которые из Борисполя не выполнялись.
- Вы запустили новый терминал для международных рейсов. Насколько хватит его пропускной способности?
- В этом году существующий пассажиропоток будем обслуживать в рамках существующего терминала, но в следующем здесь уже будет тесно. В ближайшее время планируем установить дополнительные стойки регистрации и багажную систему. Также в этом году построим ангар для техобслуживания воздушных судов.
В апреле построим зал прилета для внутренних рейсов к новому терминалу. Сегодня внутренние рейсы ЮТэйр на вылет осуществляются из нового терминала, а на прилет - в старый, что не удобно для пассажира. Новый зал прилета решит эту проблему.
Также начали строительство бизнес-терминала, где с сентября - октября будут обслуживаться бизнес-джеты. Это увеличит пропускную способность действующего терминала, где останутся только регулярные рейсы и большие чартеры.
- Когда будет завершено проектирование нового терминала В, в котором будут обслуживаться внутренние авиарейсы?
- Проект уже прошел экспертизу, но на этот год в бюджете города средства на реконструкцию не выделяются. Инвестор, компания Мастер-Авиа, в этом году туда вкладывать деньги не будет - сильна нагрузка по обслуживанию кредитной линии по терминалу А, новому перрону и строительству бизнес-терминала.
Старый терминал приведен в эксплуатационный порядок. Оттуда летают внутренние рейсы компании Air Onix, Хорс, Центра деловой авиации. Он не загружен, но функционирует и частично снимает нагрузку с основного. В этом году реконструкции старого терминала в планах нет.
- Какова сегодня структура пассажиропотока?
- 30% пассажиропотока приходится на внутренние рейсы, 70% - на международные. Думаю, в этом году эта пропорция сохранится.
- В последние годы, украинские аэропорты демонстрируют убытки. С каким финансовым результатом закончил 2012 год киевский аэропорт? Какой показатель ожидаете в 2013 году?
- За 2012 год, только коммунальное предприятие Международный аэропорт "Киев" и компания Мастер-Авиа, совокупно, заплатили 32 млн. грн. налогов. Налог на прибыль составляет 30% можно посчитать, общую прибыль. В 2013 году убыточность также не планируется.
Сейчас вся прибыль инвестируется в основные средства, и в оффшоры не выводится. Коммунальное предприятие закупает новую технику, Мастер-Авиа строит бизнес-терминал, построили перрон площадью 28 тыс. м.кв., закупили и установили прозрачный телескопический трап, который позволяет проводить посадку и высадку пассажиров без выхода на улицу.
- Ранее глава КГГА Александр Попов заявил о возможном строительстве в 2014 году второй взлетно-посадочной полосы в киевском аэропорту. На какой стадии этот проект?
- Мастер-Авиа рассматривает вопрос о финансировании строительства новой взлетно-посадочной полосы, которая возьмет на себя обслуживание существующих рейсов. Новая полоса не позволит остановиться аэропорту во время реконструкции действующей, которая намечена на 2017 год.
- Когда начнутся работы? Кто будет финансировать проект?
- Источники финансирования пока не определены. Но даже, если государство не будет вкладывать деньги, Мастер-Авиа не откажется от проекта. Строительство полосы - это защита своих инвестиций в инфраструктуру, которые уже составили около 450 млн. грн. Мы не может позволить, чтобы аэропорт закрылся по причине отсутствия нормальной полосы. Сейчас идут предпроектные работы и в этом году начнем проектирование новой взлетной полосы. В 2015 году получим заключение госэкспертизы и в 2017 году планируем запустить в эксплуатацию.
По параметрам полоса аналогична существующей и будет располагаться параллельно действующей, на удалении 150-200 м.
- Сколько она будет стоить?
- Около 250 млн. грн.
- Какое количество пассажиров аэропорт может обслуживать без критичной нагрузки на инфраструктуру города?
- Предел пассажирооборота для аэропорта Киев - 2 млн. - 2,5 млн. в год.
- Многие авиакомпании жалуются, что в украинских аэропортах дорого заправляться. Это так? В чем причина?
- Топливо в Украине действительно дорогое - это факт. Это связано во многом с тем, что в Украине не производят собственный керосин, а импорт из-за рубежа не может быть дешевым. Учитывая сегодняшние проблемы с Укртатнафтой и Кременчугским НПЗ, не думаю что топливо будет дешеветь.
Кроме того в Украине топливо, питание, другие услуги аэропорта облагаются НДС. В конечном итоге за все платит потребитель. Поэтому не нужно удивляться, что заранее купленный билет на рейс Милан- Киев, в обе стороны, стоит 1600 грн (аэропорт Тревизо - ред.) , а билет в эконом классе Киев-Донецк-Киев - порядка 2600-3000 грн.
- Как в аэропорте "Киев" формируются аэропортовые сборы? Насколько они отличаются от ставок в Борисполе?
- Аэропортовые сборы определены приказом Мининфраструктуры и часто не меняются. В киевском и бориспольском аэропортах примерно одинаковые ставки.
Аэропорт Борисполь два года назад отказался от объемных скидок на регулируемые ставки сборов (Чем больше рейсов авиакомпания выполнят, тем меньше платит, - ред.). Нам утвердили эти объемные показатели для формирования тарифов, мы ими пользуемся. Сейчас вышел новый приказ Мининфраструктуры, позволяющий аэропортам предоставлять до 80% скидок на все свои услуги. Но параметры, по которым предлагается давать такие скидки, не до конца прописаны, поэтому сложно сказать, как на основании такого документа руководитель аэропорта может регулировать тарифную политику перевозчика, отдельного субъекта хоздеятельности.
- В каких сегментах вы сегодня пересекаетесь с Борисполем? Можно ли говорить об острой конкуренции?
- Нет. Бориспольский аэропорт - это главный аэропорт Украины, огромный международный хаб, с двумя взлетно-посадочными полосами, авиакомпаниями, эксплуатирующими трансконтинентальные воздушные лайнеры. А мы, скорее, разгрузочный аэропорт для киевского авиаузла. Но в то же время, аэропорт Киев предоставляет выбор, а в результате конечный потребитель выигрывает.
- Будучи министром инфраструктуры Борис Колесников говорили, что цель Украины относительно объемов авиаперевозок - 46 млн. пассажиров ежегодно. Когда Украина может выйти на этот показатель? Это реальные цифры?
- При населении 47 млн. я оцениваю украинский рынок на уровне 14-16 млн. пассажиров в год. Для сравнения, в США, с населением около 300 млн. человек, ежегодный пассажиропоток составляет 700-800 млн пассажиров. Резкого скачка и роста пассажиропотока не предвидится.
- Украина переживает достаточно суровую зиму. Случались ли задержки рейсов из-за погоды?
- Задержки рейсов происходили, но это не критично. В декабре - январе регулярность полетов составила порядка 82%. Что является неплохим показателем, учитывая погодные условия.