Итоги января – июля текущего года показали замедление темпов роста грузооборота российских морских портов до 4,7%. И такая тенденция, как считают аналитики, сохранится до конца года.
В течение первых 6 месяцев текущего года российские стивидоры стабильно демонстрировали прибавку в 5,1–5,4%. Такой оптимистичный показатель отчасти можно объяснить эффектом низкой базы. Напомним, что по итогам I квартала 2011-го морские порты ушли в минус на 1,9%, к концу I полугодия они, правда, немного наверстали упущенное и показали уже -0,5%.
Между тем по итогам января – июля текущего года эксперты зафиксировали снижение динамики до 4,7%. Хотя в целом результаты по-прежнему остаются достаточно успешными. При этом рост совокупного грузооборота обеспечили сухие грузы, перевалка которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 12,1%. В свою очередь, объемы наливных грузов продолжают сокращаться: -0,8% к соответствующему показателю 2011-го. Прежде всего это обусловлено снижением перевалки сырой нефти (-2,9%, до 111,3 млн т), поскольку нефтепродукты улучшили прошлогодний результат на 1,9%, до 62,6 млн т.
Увеличение в секторе сухогрузов произошло главным образом за счет зерна, положившего в общую копилку 12,8 млн т, тогда как годом ранее – лишь 3 млн т. За объяснениями причин такого "урожая" далеко ходить не надо: как раз 1 июля 2011-го был снят запрет на экспортные поставки зерновых. Кроме того, по данным АСОП, ощутимую прибавку внесли уголь (+9,2%, до 49,8 млн т), грузы в контейнерах (+8,6%, до 24,7 млн т), черные металлы (+8,4%, до 16 млн т), грузы на паромах (+24,5%, до 4,8 млн т). Гораздо скромнее, но также увеличились объемы лесных грузов (+2,1%, до 3,7 млн т), цветных металлов (+8,7%, до 2,5 млн т), металлолома (+5,9%, до 2,2 млн т).
Самую слабую динамику по итогам 7 месяцев показали сегменты минеральных удобрений (-15,8%, до 5,9 млн т), руды (-8,2%, до 4,5 млн т), тарно-штучных (-16,5%, до 3 млн т) и рефгрузов (-24,7%, до 2 млн т). Перевалка первых, как отмечают эксперты, снизилась из-за прекращения или приостановки закупок крупнейшими потребителями удобрений – Китаем, Индией, Бразилией. А на результатах руды сказалось сокращение спроса на железорудное сырье в Европе.
Последние несколько лет в II полугодии морские терминалы РФ прибавляли в объемах, и при благоприятном раскладе этого же можно было ожидать и в текущем году. Но пока эксперты очень осторожны в своих оценках и советуют не рассчитывать на повторение этих тенденций. К примеру, старший аналитик ФГ "БКС" Игорь Краевский считает, что в последующие месяцы темпы роста грузооборота российских портов продолжат замедляться. "Макроэкономическая ситуация в России и в мире не предполагает ускорения роста", – поясняет он.
Тем не менее для некоторых сегментов перевалки при отсутствии внешних шоков можно дать вполне оптимистичный прогноз. Это прежде всего строительные (в частности, цемент) и контейнерные грузы. С начала года они показывают хорошую динамику, и этот тренд может сохраниться и в II полугодии. Однако оба сектора, по словам И. Краевского, достаточно чувствительны к показателям потребительской уверенности и другим макроэкономическим факторам, колебания которых могут нивелировать обозначившиеся точки роста.
Гораздо больнее по стивидорам может ударить новый запрет на экспорт зерна. Ряд факторов указывает на возможность такого варианта развития событий. Засуха в мае – июне заставила экспертов из разных стран понизить прогнозы по производству зерна на текущий год. В частности, Министерство сельского хозяйства РФ сократило ожидаемый объем урожая с 94 до 85 млн т (против 94,2 млн т в 2011 г.), аналогично поступили и в США.
В результате рост цен на зерно, очевидно, продолжится. А в ответ на это, если продовольственная безопасность страны окажется под угрозой, российские власти вновь могут ввести запрет на экспорт зерновых. Но с учетом их стремления восстановить позиции на мировом рынке зерна вероятность такого шага все же невысока.
Вместе с тем для одной из самых проблемных в I полугодии номенклатур – минеральных удобрений – специалисты дают довольно обнадеживающий прогноз. Основывается он на том, что производители продовольственных товаров, чтобы нивелировать сокращение объема урожая в этом году, будут вынуждены искать способы повышения урожая и плодородия почвы в следующем сельскохозяйственном сезоне.
Одним словом, ситуация в отечественных морских портах в ближайшее время, скорее всего, будет развиваться по сценарию "где-то прибудет, где-то убудет", и какая чаша весов перевесит, с 100%-ной точностью предположить сегодня сложно.