Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины - компания "Нибулон" - займется судостроительным бизнесом. Как стало известно "Ъ", она уже заключила предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"Нибулон" ведет переговоры о покупке николаевского судостроительного завода "Лиман", сообщил вчера председатель Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов. Генеральный директор "Нибулона" Алексей Вадатурский подтвердил "Ъ" свой интерес к "Лиману". "Есть намерения купить завод. Но сделка еще не состоялась, потому что есть определенные вещи, которые необходимо "выдержать" до покупки",- рассказал он, отказавшись от более подробных комментариев. Генеральный директор "Лимана" Сергей Исаков уточнил "Ъ", что между сторонами подписано предварительное соглашение, которое предусматривает первоочередное право "Нибулона" на покупку завода. "Речь идет о переходном периоде, в ходе которого будет проведена модернизация "Лимана" и реализована программа "Нибулона" по строительству собственного флота барж и буксиров с последующей продажей завода",- сказал он.
Судостроительный завод "Лиман" специализируется на производстве патрульных катеров, моторных и парусных яхт длиной до 70 м. Общая площадь завода - 7,6 га, площадь акватории - 9,5 га, глубина у причала - 5 м. Финансовые и производственные показатели не разглашаются. По данным участников рынка, владельцами завода являются одесские предприниматели и директор "Лимана" Сергей Исаков, хотя он данную информацию опровергает.
На сегодняшний день "Нибулон" - единственный в Украине агрохолдинг и зернотрейдер, располагающий собственным флотом из 28 барж и 6 буксиров. В пресс-службе компании сообщили, что сейчас реализуется инвестиционный проект, включающий в себя создание собственного флота дедвейтом 200 тыс. т (57 самоходных и несамоходных судов) и строительство 7 элеваторов (общей мощностью свыше 250 тыс. т). Общую стоимость проекта "Нибулон" оценивает в $150 млн. В 2009 году компания заказала на николаевском судостроительном заводе "Океан" строительство несамоходных двухтрюмных сухогрузов смешанного типа ("река-море") и буксиров. Однако в 2012 году контракт с "Океаном" был разорван из-за того, что завод сорвал график выполнения работ.
Первый вице-президент "Укрсудпрома" Виктор Лисицкий считает, что именно негативный опыт работы с "Океаном" заставил "Нибулон" задуматься о развитии собственного судостроения. По данным Сергея Исакова, при инвестициях в $8-10 млн производственные мощности завода "Лиман" позволят выпускать такие же баржи и буксиры, какие строил для "Нибулона" судостроительный завод "Океан". "В Корее предприятие таких же размеров, как "Лиман", ежегодно выпускает 16 полнокомплектных судов дедвейтом 8-9 тыс. т и общей стоимостью свыше $300 млн. Это тот потенциал, который имеет "Лиман"",- отметил он. По словам господина Исакова, ожидается, что первые суда для "Нибулона" будут заложены на мощностях "Лимана" уже в 2013 году.
Создание собственного флота удешевит для "Нибулона" логистику, говорил "Ъ" ранее Алексей Вадатурский. "По сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками можно будет затрачивать в два-три раза меньше средств. В первую очередь от этого выигрывают сельхозпроизводители Черкасской, Полтавской, Днепропетровской, Киевской и Запорожской областей. Закупочные цены в этих регионах будут приближены к ценам морских портов Украины",- говорил он. Кроме того, по мнению руководителя аналитического отдела консалтинговой компании ААА Марии Колесник, перевозки зерна речным транспортом позволят "Нибулону" избегать трудностей с дефицитом грузовых железнодорожных вагонов в пиковые сезоны. "Например, в конце 2011 года, когда правительство отменило ограничения на экспорт зерновых, и начался большой вал по его вывозу, зернотрейдеры столкнулись с проблемой нехватки вагонов. И тогда "Укрзализныця" подавала вагоны в основном компании "Хлеб Инвестбуд"",- отметила она.