Укрзализныця постепенно наращивает объемы грузовых перевозок. После весеннего потепления, когда «оттаяли» насыпные грузы и акватории украинских портов, а также были сняты конвенционные запреты на приграничных переходах, объемы железнодорожных грузовых перевозок значительно возросли. Хотя ранее, в I квартале этого года, украинские железные дороги перевезли из-за зимней непогоды меньше аналогичного периода прошлого года на 1,832 млн. тонн, или на 1,7% — около 105 млн. тонн.
Однако в апреле грузить стали уже больше. В двадцатых числах месяца, благодаря оптимизации управления вагонными парками, железнодорожники успешно справлялись с объемами 1 млн. 200 тыс. тонн ежесуточно, и ожидается, что тенденция дальнейшего увеличения объема перевозок сохранится. Впрочем, удовлетворить нужды экономики существующим парком грузовых вагонов государственных компаний будет нелегко.
— Мы реально посмотрели на состояние наших вагонов, и оказалось, что состояние грузового вагонного парка даже хуже, чем мы думали. Нужно больше средств на ремонт вагонов, которые вернулись из СНГ в разбитом состоянии. Основное количество полувагонов уже передано на баланс государственных вагонных компаний, и теперь идет процесс ремонтов и передачи вагонов, которые ремонтируются, из нерабочего парка в рабочий, — сообщил директор Украинского транспортно-логистического центра Владимир Иващук. — За 3 месяца работы логистического центра оборачиваемость вагонов государственных компаний, которыми управлял УТЛЦ, значительно улучшилась: если в начале года
оборот вагона составлял 6,5 суток, то сейчас сократился до 5,2 суток. Железнодорожники делают все возможное, но это только временное решение проблемы — нужен новый подвижной состав и увеличение грузового парка, иначе Укрзализныця вынуждена будет «уступить» рынок грузовых железнодорожных перевозок зарубежным компаниям по причине списания полувагонов, отслуживших свой срок эксплуатации.
Недавно гендиректор Укрзализныци Владимир Козак поручил Украинскому транспортно-логистическому центру начать создание филиалов в странах СНГ, в первую очередь в России, которая является наиболее значимым для Укрзализныци партнером и конкурентом по импортным, экспортным и транзитным грузам. Как сообщил Владимир Иващук, сейчас идет активный переговорный процесс.
— Наш вагон остается самым дешевым и желанным на рынке, и поскольку государство регулирует вагонную составляющую и тариф, мы не можем изменить ситуацию и конкурировать на равных с другими собственниками. Уже сейчас, когда не хватает подвижного состава наших государственных вагонных компаний, грузовладельцам приходиться решать: платить больше собственникам вагонов или приобретать свой подвижной состав, — пояснил Владимир Иващук ситуацию с грузовыми вагонами.
В этом году Укрзализныця планировала закупить 10 тысяч грузовых вагонов на общую сумму около $875 млн. Но условия изменились — после распоряжения Кабинета Министров Украины №209-р, которое «заморозило» тарифы, ныне их уровень остается ниже кризисного 2008 года, соответственно планы на закупку вагонов уменьшились вдвое. Ситуацию, которая сложилась на рынке грузовых перевозок, в шахматах называют патовой.
— Железнодорожное ведомство ранее уже неоднократно аргументировало экономическую составляющую расчетов, поскольку сдерживание тарифов (в частности, вагонной составляющей) на грузовые перевозки приведет к дефициту подвижного состава из-за нехватки средств на обновление парка. Через 3—4 года будет списано подавляющее большинство наших государственных вагонов, рынок тут же тотально займут частные и иностранные грузовые компании, и цены взлетят в несколько раз. И отечественные предприятия, которые сейчас спорят из-за минимальных процентов увеличения вагонной составляющей, будут поставлены перед необходимостью возить грузы в вагонах частных операторов, в том числе зарубежных. А это значит, что на украинское предприятие, продукция которого конкурирует на внешних рынках, вагоны могут просто не подать, исключив тем самым конкурента с рынка. Поэтому парк грузовых вагонов государственных операторских компаний, его обновление через адекватную тарифную политику — это вопрос не только экономической, но и национальной безопасности, — комментирует вагонный вопрос эксперт Школы политической аналитики Петр Бурковский.