Потребность в пилотах в России составляет ежегодно около 1000 человек, оценивает Игорь Чалик, летный директор "Аэрофлота". Летные школы восполнить ее по-прежнему не могут. Хотя есть положительная динамика: если в 2010 г. шесть учебных заведений, которые готовят средний и высший летный персонал, выпустили 330 человек, то в 2011 г. - уже 480. Одним из основных поставщиков кадров остается военная авиация: 35% летчиков "Аэрофлота" - это бывшие военные, замечает он.
Своими силами
"Примерно год назад мы обратились к рекрутерам, чтобы те помогли набрать пилотов, - рассказывает Чалик. - Понаблюдав за их работой, решили: зачем платить сторонним посредникам, если можно воспользоваться услугами собственных сотрудников, у которых много однокашников". Так появилась программа "Приведи друга в летчики". За каждого летчика, который был принят на работу по рекомендации сотрудника (в основном это пилоты разной квалификации), "Аэрофлот" заплатил рекомендателю 200 000 руб., рассказал Чалик. За время действия программы в 2011 г. перевозчику удалось нанять по рекомендации 35 пилотов. В этом году акция продолжается.
В основном "Аэрофлот" нуждается в пилотах для Airbus 320 и Boeing 777, утверждает Чалик. Рекомендации действующих сотрудников, по его словам, далеко не единственный инструмент борьбы с кадровым голодом. В 2011 г. "Аэрофлот" открыл собственную авиашколу, где уже проходят обучение авиационные специалисты и бортпроводники, а в ближайшем будущем планируется переобучение и подготовка летчиков. Пока ни одного специалиста она не выпустила: сейчас происходит передача дел школе от департамента подготовки авиационного персонала "Аэрофлота". Его силами, к примеру, в прошлом году было подготовлено 144 командира воздушных судов, все они были выращены из собственных сотрудников, зачастую из вторых пилотов, объясняет Чалик. В компании даже намеренно создали профицит вторых пилотов в 100 человек, чтобы был кадровый резерв.
Опасный дефицит
Дефицит кадров создает для перевозчиков множество проблем. В 2011 г. 74 пилота "Аэрофлота" обратились к своему работодателю с письмом, копии которого отправили в прокуратуру. В обращении каждый пилот высказывал просьбу не планировать его рейс на некоторые направления "в связи с тем, что [из-за переработок он не может] в течение всего полета обеспечивать необходимый уровень безопасности при выполнении своих должностных обязанностей", сообщал тогда сайт "Право.ру". Летчики жаловались на отсутствие "технологического перерыва для восстановления работоспособности, поскольку рабочая нагрузка на каждого члена летного экипажа превышает максимально допустимую".
В сентябре 2010 г. прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов признавался "Ведомостям", что фактический налет на Аirbus 320 "Аэрофлота" "вплотную приблизился к показателю в 1100 часов", что намного больше положенного по закону.
Сейчас переработок по летным часам в компании нет и быть не может, а проверки и судебные разбирательства никак не повлияли на репутацию "Аэрофлота" как работодателя, утверждает Чалик.
Эффективно, но неэтично
Привлечение собственных сотрудников к поиску квалифицированных кадров (или социальный хантинг) актуально, если речь идет о редких специалистах, а также о топовых и ключевых позициях, считает Алена Владимирская, гендиректор агентства Pruffi. Но не слишком этично: большой дефицит кадров, особенно в крупной компании, с помощью "привода друзей" не прикроешь, замечает Лора Буронская, директор департамента рекрутмента Москвы компании "Анкор".