Презентацию проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань" на выставке SITL-2012 провело 28 марта 2012 года Министерство транспорта Российской Федерации и федеральное казенное учреждение "Ространсмодернизация". Потенциальным инвесторам и участникам проекта информацию о ходе строительства нового глубоководного российского порта озвучил заместитель министра транспорта Виктор Олерский.

"Тамань - это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который реализуется комплексно и с нуля", - начал свое выступление куратор данного проекта со стороны государства Виктор Олерский. Он пояснил, что новый порт Тамань, в отличие, например, от проекта создания порта Усть-Луга на Балтике, строится изначально по единому проекту. К тому же, это единственный крупный глубоководный порт Российской Федерации на Черном море. Поэтому к реализации такого порта государство оказывает особое  внимание.

Объекты федеральной собственности в порту, по словам Олерского, будут закончены к 2016 году. Параллельно с ними частные инвесторы получат возможность реализовать свою часть объектов портовой инфраструктуры. Таким образом, первое судно в новом сухогрузном районе порта Тамань может быть принято в 2016 году. 
Замминистра транспорта отметил, что параллельно со строительством самого порта государство ведет работу по созданию дальних железнодорожных подходов. В частности, в феврале текущего года приступили к строительству разъезда "9 км". Именно там намечено формирование ж/д составов для транспортировки грузов в морские порты Туапсе, Новороссийск и будущий порт Тамань. Только на этот инфраструктурный железнодорожный проект государство до 2013 года потратит порядка $450 млн. 

Помимо этого, запланировано строительство железнодорожного обхода Краснодарского транспортного узла. "К реализации этого проекта Минтранс рассчитывает приступить в скором времени с тем, чтобы расшивка всех "узких мест" на железной дороге была закончена к моменту запуска нового порта в эксплуатацию",  - сообщил докладчик. "Только в прошлом году РЖД не смогла перевезти порядка 60 млн тонн грузов, в том числе, и в направлении российских портов. К 2015 году, если ничего не предпринимать в направлении развития железнодорожной инфраструктуры в России, эта цифра возрастет до 230 млн тонн. Таким образом, сегодня "Российские железные дороги" стали естественным ограничителем развития морских портов России", - заявил Олерский.

Объем финансирования Федерального бюджета на реализацию проекта строительства порта Тамань, согласно действующей федеральной целевой программе (ФЦП), запланирован в объеме около 1 млрд 250 млн евро. "Но параметры порта значительно изменились с момента формирования ФЦП, поэтому мы рассчитываем на увеличение федерального финансирования", - отметил чиновник. По его мнению, проект вызовет большой интерес со стороны частных инвесторов. На сегодняшний день о своем желании построить терминал в порту Тамань заявили 9 российских инвесторов (ООО "УК "Металлоинвест", ГК "Базэл", Global Ports Investments PLC, ОАО "Еврохим", UCL Port B.V., ОАО "Объединенная зерновая компания" и ОАО "СУЭК", НКК и "Газпром экспорт"). Отбор инвесторов для нового порта Тамань Министерство транспорта планирует провести на конкурсной основе. "Наиболее серьезным конкурс окажется для претендентов на строительство контейнерного, угольного и зернового терминалов", - считает Олерский. 

Помимо строительства морских терминалов большой интерес может вызвать конкурс на дноуглубительные работы и работы по образованию новых территорий. Только строительство подходного канала потребует выемки 23-24 млн куб м грунта. Причем не весь грунт может быть использован для намыва новых территорий - часть грунта придется привозить на строительную площадку нового порта. Государство намерено также заказать строительство нескольких км волнозащитных сооружений, системы управления движением судов, создание авто- и железнодорожной инфраструктуры. "Все остальное предполагается развивать по "роттердамской" модели, то есть, через управляющую компанию", - сказал Олерский. 

Он сообщил, что в настоящее время ФГУП "Росморпорт" регистрирует управляющую компанию (УК), в которую будет привлечена администрация Краснодарского края.  Замминистра не исключил привлечения в состав УК в дальнейшем одного из крупных портовых девелоперов, а также банка или финансовой группы.  "У нас нет времени на затягивание вопроса с управляющей компанией, необходимо заняться выкупом территорий будущего порта, поэтому мы запустили процесс регистрации такой компании", - пояснил Олерский. К функциям УК планируется отнести помимо выкупа земельных участков, создание новых территорий, причальных сооружений и последующая сдача их в аренду частным инвесторам. Кроме того, УК могла бы самостоятельно, либо через аутсорсинг, создавать и эксплуатировать внутрипортовую инфраструктуру. 

"Потребность управляющей компании в привлекаемых финансовых ресурсах составит около $2 млрд, - сообщил Виктор Олерский. – Не исключено, что они будут привлекаться под государственные гарантии". 
Отвечая на вопросы потенциальных участников проекта строительства порта Тамань, Виктор Олерский заявил, что экологическая экспертиза проекта будет проведена в мае текущего года, а в июне намечено выйти на главгосэкспертизу. 

СПРАВКА ИАА "ПортНьюс":

Морской порт Тамань предполагается построить на Таманском полуострове (Краснодарский край) на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Порт будет интегрирован в систему международного транспортного коридора "Север-Юг". Основанием для строительства стала федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010 -2015 гг".

В рамках проекта планируется создать следующие объекты: морские контейнерные терминалы, терминалы по перегрузке угля, зерна, железнорудного концентрата, минеральных удобрений; гидротехнические сооружения (судоходный подходной канал, оградительные сооружения, причалы для перегрузочных комплексов и судов обслуживающего флота); объекты железнодорожной, автодорожной и инженерной инфраструктуры.

Подтвержденный грузооборот порта Тамань к 2020 году может составить 93,8 млн тонн. Проектирование порта намечено завершить в 2012 году, строительные работы по первому этапу проекта запланированы на 2013-2016 гг.