РЖД предлагает ввести в грузовые тарифы инвестиционную составляющую в 4%. Компании нужны деньги на амбициозную программу строительства: 4,138 трлн рублей до 2020 года. Монополии стоит определиться с приоритетеми инвестпрограммы, а не добиваться резкого роста тарифов, считают эксперты. Эту позицию разделяют и в Минтрансе.

РЖД предлагает в 2013 году ввести инвестиционную составляющую в железнодорожный тариф на грузоперевозки в размере не менее 4%. Об этом сообщил первый вице-президент компании Вадим Морозов, выступая во вторник на коллегии Минтранса. Эта идея была выработана по итогам совещания во Владивостоке с участием вице-премьера Игоря Шувалова 2 февраля, отметил он.

Сейчас в тарифах на грузоперевозки по железным дорогам не инвестиционной составляющей, но они ежегодно индексируются. В 2012 году грузовой тариф был увеличен на размер инфляции - на 6% с 1 января. В следующем году, как ожидается, тарифы должны вырасти на 5,5%, в 2014 году - на 5%.

Дополнительно монополии выделяются деньги из бюджета, в текущем году РЖД получит около 40 млрд рублей - это компенсация за то, что тарифы на грузоперквозки выросли на меньшую величину, чем просила компания. В предыдущие три года РЖД получала из федерального бюджета по 50 млрд рублей на эти цели.

Тем не менее менеджмент РЖД уже не первый год жалуется на отсутствие средств на поддержание и развитие железных дорог и на "расшивку узких мест", не позволяющих перевозить нужный объем грузов. "Узкие места", по словам Морозова, сейчас составляют около 6000 километров. Ранее РЖД подсчитали, что на устранение этой проблемы понадобится 600 млрд рублей до конца 2015 года, 400 млрд из которых сами РЖД найти не в состоянии. Общий объем инвестиций, необходимых для развития железных дорог до 2020 года, РЖД оценивают в 4,138 трлн руб. Из этой суммы 1,389 трлн руб. необходимы непосредственно на развитие пропускной способностей магистралей, поскольку до 2015 года протяженность "узких мест" может достигнуть 14 тыс. км, а до 2020 года - до 18 тыс. км.
Замминистра транспорта Андрей Недосеков сообщил, что Минтранс поддерживает инициативу менеджмента РЖД. По его словам, инвестсоставляющая предусмотрена федеральной целевой программой развития транспорта до 2015 года.

Ранее чиновник заявлял, что включение инвестиционной составляющей в железнодорожный тариф на грузоперевозки в 2010-2015 годах могло принести около 1 трлн рублей для обновления отрасли. Но Минэкономразвития эту идею не поддержало.

Планы по строительству у РЖД действительно масштабны, и только вливаниями из бюджета монополии не обойтись, отмечают эксперты.

"Но с учетом того, что власти пытаются сдерживать инфляцию, рост тарифа РЖД на 4% за счет инвестсоставляющей - это слишком много", - говорит Игорь Николаев из ФБК.

Чтобы удержать рост цен перед выборами, всем монополиям, кроме РЖД, тарифы было решено поднять не с января этого года, а с июля. Теперь в июле Минэкономразвития ожидает существенного ускорения инфляции, заявил во вторник замглавы министерства Андрей Клепач. Официальный прогноз по инфляции на этот год составляет 5-6%.
Монополии придется сдерживать аппетиты и выбирать приоритетные инвестционные проекты, предполагает аналитик "Открытия" Игорь Краевский. Накануне глава РЖД Владимир Якунин в личном блоге посетовал, что Минтранс предлагает правительству "выбрать, что для России важнее" - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом (ВСМ) или расширение Байкало-Амурской магистрали (БАМа).