Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в рамках единого экономического пространства (ЕЭП) приведут к либерализации рынка воздушных перевозок и падению цен на билеты. Может быть разрушена не только существующая модель межправительственных соглашений между странами, но и убраны барьеры на рынке труда пилотов.
Официальные лица в соседней Белоруссии заявляют о грядущих переменах открыто.
- Конечно, в чем-то мы потеряем из-за усиления конкуренции, но вместе с этим получим доступ к российскому рынку, внутрироссийским перевозкам в рамках ЕЭП, - заявил на пресс-конференции в Минске 9 февраля генеральный директор "Белавиа" Анатолий Гусаров.
В Минтрансе РФ заверили, что никто из партнеров по ЕЭП пока не выходил к ним с подобной инициативой.
- На данный момент мы проводим только работу по увеличению количества назначенных перевозчиков и частот в рамках соглашений о воздушном сообщении между странами, - пояснил представитель министерства.
Единое пространство, в пределах которого должно быть обеспечено свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, действует с 1 января. Но существенных изменений режима воздушного сообщения пока не отмечено, подтверждает старший юрист "СНР Дентон" Филипп Ламзин, напомнивший, что переход к многостороннему соглашению об "открытом небе" был заявлен странами-участницами в качестве одной из основных задач в рамках формирования единого транспортного пространства.
Для либерализация рынка авиаперевозок должны быть сперва отменены межправительственные соглашения о воздушном сообщении. Поскольку в ЕЭП сейчас входят только Россия, Белоруссия и Казахстан, то введение режима "открытого неба" может обсуждаться только для пространства внутри этих трех стран. Однако говорить о возможных сроках пересмотра действующих соглашений пока сложно.
- Вероятнее всего, продвижение этого проекта встретит определенное сопротивление со стороны крупнейших перевозчиков стран-участниц, которые на данный момент контролируют большинство международных маршрутов, - считает Ламзин.
В "Аэрофлоте" пока не готовы комментировать перспективы либерализации воздушного пространства. При этом крупнейшая российская авиакомпания вместе с "Белавиа" являются основными перевозчиками на белорусском направлении, а "Трансаэро" и "Эйр Астана" - на казахстанском. Именно эти компании и могут оказаться основными противниками, поскольку они рискуют потерять часть пассажиров на этих линиях, считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.
- Любая либерализация - это всегда плюс, - говорит он. - Когда снимают ограничения, проигрывает только тот, кто держит монополию. Все остальные, а также пассажиры, выигрывают.
Среди возможных последствий грядущей либерализации - снижение стоимости авиабилета. Эффект такой вполне возможен, поскольку на маршруты придут новые авиакомпании, увеличив предложение.
Рынок может перейти к новой модели регулирования авиаперевозок, которая сейчас уже работает на территории Евросоюза. Там сменили термин "национальный перевозчик" на "европейский перевозчик", перестав смотреть на коммерческие права авиакомпании с точки зрения ее государственной принадлежности. О том, что такая модель может быть адаптирована в России, "Известиям" сообщил высокопоставленный источник в одном из профильных ведомств. Фактически это означает отказ всех стран - участниц ЕЭП от своих собственных двухсторонних межправительственных соглашений с третьими странами и переход на единые так называемые "горизонтальные" многосторонние соглашения. Это значительный шаг на пути либерализации воздушных перевозок в глобальном масштабе.
Создание ЕЭП может привести не только к "открытому небу", но и к снятию барьеров на рынке труда. Если Воздушный кодекс РФ запрещает пилотировать самолеты гражданам других стран (кроме России и Белоруссии), то в Казахстане такие запреты уже сняты. Это позволит российским авиакомпаниям отчасти решить кадровую проблему, привлекая к выполнению полетов по своим маршрутам пилотов из стран дальнего зарубежья. Формально для этого потребуется только заключить несколько коммерческих соглашений.
В настоящее время "открытое небо" в рамках ЕЭП - лишь заманчивая перспектива. Другое дело - железнодорожные перевозки. Здесь дружественные страны продвинулись намного дальше. В развитие договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве было подписано соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта. По мнению руководителя практики инфраструктуры и государственно-частного партнерства "Юридические консультанты по праву стран АТЭС" Татьяны Старостиной, соглашение позволит РЖД самостоятельно устанавливать уровень тарифа на грузовые перевозки в рамках утвержденного "коридора". Окончательно этот вопрос не урегулирован.