Шрот и жмых попали в пробку

На украинских масличных заводах скопился критический объем продуктов переработки подсолнечника - шрота и жмыха. В профильной ассоциации "Укролияпром" вчера заявили, что заводы находятся на грани остановки, так как "Укрзализныця" (УЗ) запретила вывозить вагоны за пределы страны. В УЗ утверждают, что запрет является временным - сейчас зерновозы необходимы на внутреннем рынке. Однако компании оказались не готовы к перебоям с составом - альтернативы железнодорожным перевозкам у них нет, а на создание собственного парка нужно время.

Около 15-20 масложировых предприятий Украины находятся на грани остановки из-за отсутствия возможности экспортировать шрот и жмых подсолнечника железнодорожным транспортом, заявили вчера в ассоциации "Укролияпром". Такая ситуация возникла после того, как с 1 февраля "Укрзализныця" запретила компаниям использовать вагоны УЗ для вывоза грузов за пределы страны. Украина экспортирует жмых и шрот железнодорожным транспортом в страны Прибалтики и Белоруссию. "Укролияпром" объединяет 36 предприятий, среди которых заводы компаний Bunge, Cargill, "Олком" и "Кернел". 

За один день зерновозы не купишь, это вопрос инвестицийЕжемесячный объем экспорта жмыха и шрота составляет 70-80 тыс. т при производстве в 300-340 тыс. т. "Предприятия не располагают мощностями для хранения этой продукции",- говорят в ассоциации. "Ситуация усугубляется морозами - если сейчас остановить завод, оборудование может выйти из строя",- отметили в пресс-службе компании "Кернел". Избыточное накопление шрота и жмыха может привести к тому, что новую продукцию будет некуда отгружать. "Также предприятия рискуют не выполнить внешнеэкономические контракты на поставку шрота и жмыха",- добавили в "Кернеле". 

В пресс-службе "Укрзализныци" подтвердили введение запрета на вывоз зерновозов за пределы Украины: "Это временная мера, которая обусловлена острой потребностью в зерновозах на внутреннем рынке". В УЗ уточняют, что они необходимы для перевозки зерна в порты. Ранее зернотрейдеры заявляли о дефиците вагонов (см. "Ъ" от 17 января). "Мы можем контролировать перемещение и своевременный возврат вагонов, находящихся внутри страны, но не тех, которые вывозятся в страны СНГ. Компании иногда не возвращают их по 35-40 суток",- подчеркивают в УЗ. В пресс-службе напоминают, что не обязаны предоставлять зерновозы на экспорт: "Мы такое же бизнес-предприятие, как и агрокомпании, и точно так же должны зарабатывать. Сейчас внутренний рынок для нас приоритетнее". 

Представитель одного из крупнейших переработчиков масла отмечает, что компании оказались просто не готовы к таким действиям УЗ. "За один день зерновозы не купишь, это вопрос инвестиций. Тем более раньше таких проблем не возникало",- рассказывает собеседник "Ъ". При этом альтернативы железнодорожным перевозкам нет, уверен начальник аналитической службы "АПК-Информ" Родион Рыбчинский. "Основная масса маслоперерабатывающих предприятий находится в центре, на востоке и юге Украины. Поэтому расстояние от завода до границы с Белоруссией - свыше 1 тыс. км, что делает экономически невыгодным экспорт шрота, например, автотранспортом",- объясняет эксперт. 

По словам собеседника "Ъ" в одной из компаний-переработчиков, заводы намерены отправить совместные письма правительству, в частности первому вице-премьеру-министру экономразвития и торговли Андрею Клюеву. В УЗ говорят, что экспортные перевозки восстановятся, как только утихнет ажиотаж на вагоны внутри страны.