Мартин РАЙЗЕР: без повышения прозрачности "Нафтогаза" очень тяжело "продать" тарифную реформу населению

Четырехлетний период каденции нынешнего директора Всемирного банка (ВБ) по Украине Беларуси и Молдове Мартина РАЙЗЕРА заканчивается с уходящим 2011-м годом. В своем прощальном эксклюзивном интервью для ZN.UA г-н Райзер рассказал о главных уроках последних лет работы Всемирного банка в Украине, особенностях новой Стратегии партнерства с Киевом, готовящейся к рассмотрению Советом директоров ВБ, а также основных успехах и недостатках украинских реформ последних лет. А еще – о нынешнем состоянии и ключевых рисках отечественного финансового сектора, перспективах национальной экономики и ее зависимости от ситуации в ЕС, цен на газ и… положительном опыте преобразований в украинском энергосекторе.

Уроки сотрудничества

- Г-н Райзер, расскажите, пожалуйста, подробнее о нынешнем этапе сотрудничества Всемирного банка с Украиной. Как идет разработка новой стратегии партнерства и в чем она заключается?

 - Мы подошли к завершению Стратегии партнерства с Украиной, реализовывавшейся в период с 2008 по 2011 годы. К сожалению, не все цели этой стратегии (ею предусмат­ривалось финансирование Украины на сумму от 2 до 6 млрд. долл.), которые мы ставили перед собой, дос­тигнуты, хотя были и определенные успехи. Думаю, нам удалось в результате этого процесса вынести несколько важных уроков. Хотел бы остановиться на трех основных, которые будут абсолютно критичны для дальнейшего сотрудничества и учитывались при подготовке новой Стратегии.

Первое - мы должны постоянно думать о внедрении задуманного. В Украине нет недостатка ни в стратегиях, ни в планах, но далеко не все из них реализовываются. Это в значительной степени характерно и для нашего сотрудничества с вашей страной. Необходимо прилагать значительно больше усилий на предварительную подготовку новых проектов, чтобы быть уверенными в их надлежащей и своевременной реализации.

Второй вынесенный нами урок - это то, что Украина очень серьезно страдает от чрезвычайно сложных проблем государственного управления. И речь не только о коррупции, хотя и о ней, конечно, тоже. Последст­вием этого является то, что даже при наличии хороших реформистских идей возникает очень много проблем с их имплементацией (см. выше). Потому что люди не верят государству, потому что очень много теневой деятельности и потому что очень тяжело в результате предсказать, что в конечном итоге произойдет, и при этом быть последовательными на пути реформ. Поэтому в нашей новой стратегии мы будем еще больше внимания уделять анализу того, насколько сильны наши парт­неры в Украине, насколько сильны институты, участвующие в реализации наших совместных проектов, а также насколько сильны интересы, которые могут мешать их реализации и т.п.

Третий урок заключается в том, что до сих пор существует необходимость достичь в украинском обществе консенсуса относительно ключевых реформ, нуждающихся в реализации. И речь идет не об общем их видении, где нет противоречий: люди в Украине хотят жить лучше – по европейским стандартам. Но когда разговор заходит о конкретике и приходится на практике приступать к реформированию таких сфер, как государственные закупки, энергосектор и коммунальные тарифы, пенсионная, налоговая системы и т.д., возникает необходимость приложить огромные усилия для достижения общественного понимания и поддержки, чтобы не было разочарования и противодействия реформам. Ключевым условием для этого, как мы уже неоднократно говорили, является обеспечение сбалансированности реформ, чтобы богатые и наделенные властью также взяли на себя часть нагрузки. А после внедрения реформы необходимо пропагандировать ее достижения и продолжать двигаться вперед.

Что касается финансирования, то оно останется приблизительно на том же уровне, что и фактически на протяжении действия предыдущей стратегии. Т.е. порядка 2 млрд. долл. на протяжении четырех лет. Эта сумма будет больше, если в нашем сотрудничестве наметится больший прогресс. И наоборот, если такого прогресса не будет.

Что касается степени готовности новой стратегии, то она уже прошла очень детальное обсуждение как внут­ри нашей организации, так и с правительством Украины и другими заинтересованными сторонами. Доку­мент практически готов и в феврале 2012 года будет подан на утверждение Совету директоров Всемирного банка.

- Хотелось бы уточнить судьбу программы оздоровления финансового сектора на 850 млн долл. Второй транш ВБ в рамках этой программы так и не был, к сожалению, выделен Украине, так как Киев не выполнил некоторые ключевые условия. В чем загвоздка сейчас и не связано ли это с прекращением финансирования в рамках программы stand-by Международного валютного фонда?

- Меры, которые так и не были реализованы по программе реабилитации финансового сектора - это, во-первых, принятие нового закона о фонде гарантирования вкладов физических лиц. Сейчас соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в парламенте - и это очевидный прогресс. Во-вторых, - это целый ряд регуляторных документов и поправок к законам, которые позволили бы правительству быстро выйти из трех рекапитализированных банков, ставших собственностью государства в период кризиса. По этому вопросу сейчас ведется активная дискуссия. Но там еще рассматривается целый ряд опций, поэтому нельзя сказать, что у нас есть окончательное решение и четкое понимание того, как мы будем двигаться вперед.

- Эти опции уже рассматриваются больше года...

- Да, к сожалению, вы правы - процесс идет очень сложно. Сложно еще и потому, что, кроме всего прочего, в нем задействованы и Нацио­нальный банк, и Министерство финансов, у которых были другие приоритеты. Но нам кажется, что эта проблема должна быть решена, прежде чем мы сможем возобновить финансирование. Потому что рекапитализация этих банков была ключевым элементом первого этапа программы финансового оздоровления, под которую был выделен первый транш. Естест­венно, у нас будут спрашивать: "А что в итоге мы имеем, какое окончательное решение было принято?" Поэтому без четкого ответа мы не можем двигаться дальше.

Что касается вашего вопроса по поводу МВФ, то вы и здесь правы. К сожалению, макроэкономическая ситуация в Украине остается нестабильной и недостаточно хорошо прогнозируемой. Поэтому очевидно, что мы не будем чувствовать себя комфортно, выдавая второй транш кредита на реабилитацию финансового сектора без активной программы МВФ и четкого сигнала экспертов Фонда об адекватности реализуемой официальным Киевом антикризисной политики.

Но есть еще одно важное обстоятельство. На протяжении последнего года у нас шло очень сложное, но в конечном итоге очень конструктивное общение о проблемах государственного управления и коррупции как с президентом Януковичем и его админист­рацией, так и с правительством. И мы пришли к согласию, что для успешности процесса экономических реформ, включая преобразования в финансовом секторе, помимо обеспечения их надежной общей основы должен быть и очень сильный и четкий сигнал с самого верха, что эти реформы будут последовательными и необратимыми. И что будут приложены значительные усилия, чтобы улучшить государственное управление, поскольку без полноценной, а не только декларативной, борьбы с коррупцией и качест­венного улучшения функционирования институтов государства, будет очень сложно вернуть потерянное доверие населения. А значит, и сами реформы без такого сигнала будут намного менее эффективными.

- Вы считаете, что такой сигнал нынешней властью Украины был дан?

- У нас было много дискуссий по поводу того, какой должна быть дорожная карта на этом пути и из каких конкретно ключевых мер она должна состоять. Понятно, что за один день все реализовать, как и победить коррупцию, невозможно. Но необходимо сделать несколько первых важных шагов. В ходе нашего общения с президентом Януковичем, он заверил нас, что понимает этот вызов, поэтому мы смотрим на эту проблему с оптимизмом.

- То есть на сегодняшний день процесс можно считать замороженным?

- Я бы не сказал, что процесс заморожен. Он идет сложно, но есть и прогресс.

Полное интервью доступно на сайте "Зеркало недели".