Поднебесный коридор
Китай заинтересован в погранпереходе, открывающем ему кратчайший путь к морю
Махалино - Хуньчунь, единственное прямое железнодорожное сообщение между Приморьем и провинцией Цзилинь, открывает последний кратчайший выход к Японскому морю. Поэтому китайский бизнес особо интересуют транзитные возможности транспортного коридора. Железная дорога выходит к порту в бухте Троица, через который можно отправлять грузы на юг Китая, а также в Японию и Южную Корею.
В 2000-2004 годах здесь уже ходили поезда, но затем движение было прекращено. С российской стороны перевозки обслуживало ОАО "Золотое звено", которому принадлежал 20-километровый участок от примыкания линии Барановский - Хасан до Госграницы, а также пограничная передаточная станция Камышовая. Но в 2010 году компанию признали банкротом. Летом 2011 года в права владения инфраструктурой вступило ОАО "РЖД". Однако, чтобы возобновить работу погранперехода, необходима реконструкция участка, а также доведение пункта пропуска до требований Росграницы.
Вопрос о возобновлении перевозок, а на первом этапе их объём может составить 2 млн тонн в год, поднимался на прошлой неделе делегацией провинции Цзилинь на переговорах в Хабаровске и Владивостоке. Как заявил вице-губернатор провинции Чэнь Вэйгень, открытие участка будет способствовать более активному развитию сотрудничества между приграничными территориями. Причём это относится не только к грузовым перевозкам, но в перспективе и к пассажирским. Чэнь Вэйгень предложил создать туристическую круговую дорогу, которая связала бы Владивосток, Хуньчунь и северокорейский Раджин.
Сейчас, как сообщили в инвестиционной службе Дальневосточной магистрали, "Дальгипротранс" готовит обоснование инвестиций по проекту реконструкции участка Махалино - Хуньчунь.
О необходимости возродить погранпереход Камышовая - Хуньчунь говорилось и на недавнем технико-экономическом совете Дальневосточной дороги. И в связи с этим развитие линии Барановский - Хасан, однопутной и неэлектрифицированной, становится перспективным. Как сообщил заместитель главного инженера ДВЖД по Владивостокскому региону Виктор Прокопчик, грузопоток на данном направлении в ближайшие годы будет только увеличиваться. Рост обусловят перевозки в адрес припортовых станций Посьет и Блюхер, начало движения по реконструируемому участку дороги Раджин - Туманган в КНДР. Увеличение вагонопотока связывается и с планируемым строительством трубопровода "Газпрома" на Корейский полуостров.
Для повышения пропускной способности линии Барановский - Хасан потребуется поднять вес поездов до 5200 тонн. "Но перед этим нужно реконструировать станции, удлинять их пути. На этом направлении только станция Приморская, получившая развитие два с половиной года назад, может принимать поезда повышенной длины и массы", - говорит Виктор Прокопчик.
В своё время "Дальжелдорпроект" выполнил ТЭО проекта модернизации участка Барановский - Хасан. В числе намеченных мер - удлинение приёмо-отправочных путей на станциях Оленевод, Виневитино, Провалово, Кедровый, Бамбурово, Сухановка, Гвоздево, Махалино и Хасан для приёма поездов длиной 71 условный вагон, открытие ранее закрытых раздельных пунктов Рязановка, Пожарский, Барсовый и Лебединый, реконструкция дефектных искусственных сооружений, капремонт пути на ряде перегонов, лечение "больных" мест земполотна.
Понадобятся вливания и в другие эксплуатационные хозяйства.
Для обеспечения мультимодальных перевозок с использованием участка Махалино - Хуньчунь нужно развивать и портовые мощности. По словам директора филиала ОАО "РЖД-Логистика" Станислава Маликова, у китайских отправителей есть большой интерес задействовать международный транспортный коридор "провинция Цзилинь - бухта Троица - порты АТР" под контейнерные перевозки. "Однако для данного сервиса необходимо технически оснастить порт бухты Троица. Пока же порт не располагает крановой техникой для работы с 40-футовыми контейнерами", - отметил он.