Вагоны разогнали рынок

С января по сентябрь нынешнего года лизингодатели заключили новые сделки с вагонами и локомотивами на 920 млрд руб., что на 120% больше, чем в прошлом году. По словам экспертов, прогнозируемый рост отрасли в целом в первые
9 месяцев 2011 года при самом оптимистичном сценарии не превышал 45%. А без учёта сделок с подвижным составом вырос бы максимум на 90%.

"Дополнительные 30% к росту рынка сделали, - по мнению президента Объединённой лизинговой ассоциации Кирилла Царева, - продажи ПГК и ВГК, а также сделки тройки лидеров российского рынка операторов подвижного состава".

По оценкам рейтингового агентства "Эксперт", среди сегментов оборудования на сделки по аренде железнодорожной техники пришлось 53,4%. В абсолютном же выражении объём сделок вырос в 3,5 раза относительно трёх кварталов 2010 года.

Однако головокружения от успехов среди сообщества лизингодателей, как показала конференция, не возникло.

"Основной угрозой развитию рынка является вероятное ограничение в фондировании лизинговых компаний, - полагает гендиректор Лизинговой компании "УРАЛСИБ" Олег Литовкин. - Опасения вызваны продолжающейся нестабильностью на финансовых рынках в ожидании нового витка финансового кризиса. Не исключено снижение спроса из-за удорожания лизинговых услуг и неопределённости в экономике в целом".

Экспертов также беспокоит негативная тенденция устойчивого снижения рентабельности на фоне роста объёмов рынка, а также острая ценовая конкуренция с государственными компаниями.

Рост процентных ставок по банковским кредитам частным лизинговым компаниям снижает их рентабельность, что негативно сказывается на ценовых предложениях для крупного и среднего бизнеса. Для сохранения доходности лизингодатели вынуждены искать дополнительные источники финансирования и диверсифицировать пассивы.

Большинству средних и малых частных лизинговых компаний тяжело конкурировать с крупными, учитывая, что они, как правило, структуры, аффилированные с банками. И могут привлекать заёмные средства быстрее, дешевле и в больших объёмах.

Неудивительно, что быстрее всех росли показатели Государственной транспортной лизинговой компании, заключившей только в III квартале сделки на лизинг полувагонов с ООО "Эй-Би-Рейл" на 2 млрд руб., платформ с ЗАО "ТГК" на 4,5 млрд руб. и на поставку цистерн Транспортно-экспедиторской компании "Нижегородский экспресс" на 5 млрд руб.

Но даже госкомпании не смогут удержать разогретый лизинговый рынок на уровне нынешних рекордных показателей. По словам и.о. генерального директора ЗАО "Сбербанк Лизинг" Сергея Клишо, хотя ежегодный спрос на вагоны составляет 70-75 тыс. единиц, а их стоимость стабилизировалась, ожидать аналогичного взлёта рынка и в следующем году не приходится.

Вдобавок, по словам директора по работе с дорожной, строительной и коммунальной техникой ГТЛК Владимира Добровольского, в нынешнем году был установлен ещё один рекорд - построено 90 тыс. единиц подвижного состава. Если темпы производства сохранятся, учитывая, что общий российский инвентарный парк подвижного состава уже превышает 1 млн единиц, то вскоре и лизингодатели, и компании-операторы упрутся в предельный пропускной лимит сети в 1 млн 200 тыс. вагонов.

Решить эту проблему можно либо дорогостоящим путём ускоренной амортизации и списаний, либо, как считает гендиректор ЗАО "Газпром Лизинг" Максим Агаджанов, путём концентрации портфелей лизинга подвижного состава в руках компаний, аналогичных по масштабам бизнеса и специализации "Газпром Лизингу". Это позволит им использовать лизинг в качестве эффективного инструмента модернизации экономики и инвестировать в программы повышения энергоэффективности и энергосервисных договоров.