Обложили данью

На таможне появился непреодолимый барьер для бизнеса - узкий круг компаний-посредников, которые взимают неподъемную плату с отечественных и иностранных предприятий за право ввозить товары в страну. Бизнес спасается бегством в порты соседних государств.

Шок и трепет в очередной раз вызвала украинская таможня у зарубежного и украинского бизнеса. К поборам на границе импортеры и экспортеры уже привыкли, но коррупционная мысль чиновника не стоит на месте. Отныне, чтобы растаможить груз, надо заплатить еще и посредническим фирмам.

Эдуард Бахтигозин, директор компании Мир снабжения, сетует, что услугами посредников импортеров заставляют пользоваться сами таможенники и сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ). Механизм принуждения прозаично прост - задержка товара в портах. Сам Бахтигозин ждет растаможку керамической посуды и пластиковой фурнитуры для ванной комнаты.

Его коллега из крупной западноукраинской компании по производству готовой одежды также в шоке: свой груз он смог забрать только после бомбардировки Государственной таможенной службы и СБУ заявлениями и жалобами. Без этого его не пускали - требовали работать с посредниками и по их расценкам, которые выросли до $ 38 тыс. за каждый контейнер.

Именно до такого уровня, по словам импортеров, могут доходить платежи рекомендуемым таможенниками компаниям-посредникам за обеспечение зеленого коридора на украинской таможне. Причем деньги эти не штраф и не пошлина, возмущаются импортеры, а по сути лишь платеж за право ввозить в страну товар.

В СБУ уверяют Корреспондент что не имеют никакого отношения к оформлению таможенного груза, а все случаи задержек связаны с предотвращением ввоза контрабанды на территорию Украины, В свою очередь, на таможне "заплаканным" предпринимателям полушепотом объясняют, что тормозить грузы на границе - это инициатива, спущенная сверху.

Так или иначе украинские морские ворота уже десятой дорогой обходят крупнейшие международные компании, например British American Tobacco, поставщик сырья на Прилукскую табачную фабрику, которая большинство своих грузов уже переориентировала на порт в немецком Гамбурге.

Выросло количество таких отказников именно после простоев в середине 2011 года. Больше 40% транзитных грузов ушло в порты соседних стран - Румынии, Германии, Польши и прибалтийских государств. "И, скорее всего, объем будет увеличиваться, так как ситуация не решается", - говорит координатор наземных перевозок Маерск Украина Андрей Изотов.

Посредники

Луганский Мир снабжения работает на украинском рынке уже второй десяток лет, но такого изощренного подхода к делу на таможне не видел никогда. По словам Бахтигозина, услуги растаможивания грузов в Одессе и Ильичевске, двух крупнейших портах Украины, перебирают на себя несколько компаний, которые пользуются особым отношением со стороны таможенников - у них всегда "зеленая улица" при растаможивании грузов. Интерес таких эксклюзивных брокеров именно к этим портам понятен. По оценкам Ассоциации портов Украины Укрпорт, через них в прошлом году прошло более 30 млн т грузов, треть от общего грузооборота всех 19 украинских портов.

Новые таможенные веяния в компании Бахтигозина почувствовали сразу и в полной мере. Несмотря на полный пакет документов на свои товары, сотрудниками СБУ и таможенниками было принято решение провести тщательный досмотр импортного груза Мира снабжения.

После первого досмотра последовал еще один, потом еще и еще. И даже после полного досмотра всех контейнеров груз не сдвинулся с места. "А потом предлагают проводить растормаживание контейнеров через уполномоченных брокеров, которым необходимо платить высокий неофициальный гонорар, - рассказывает предприниматель. - Мы так эти компании и назвали - модные компании".

Виталий Макеев, директор одесского предприятия Малати, работающего в пищепроме, говорит, что проблемы у его фирмы появились не только с импортом, но и с экспортом товара. На херсонской таможне, утверждает предприниматель, с него потребовали $ 10 тыс. взятки за таможенное оформление машины грецкого ореха. Для убедительности весь груз задержали. Макеева предупредили, что в случае неуплаты мзды задержат товар на таможенном складе на 30 дней. В итоге предпринимателю грозит срыв контракта на 30 тыс. евро.

"Так и сказали: если соглашусь, то мне дадут посредников и все будет в порядке, - вспоминает Макеев недавний разговор. - А если же нет, тогда пообещали, что следующие 30 дней моя машина будет просто стоять".

Директор департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергей Семка отрицает факт кулуарных объяснений с представителями фирмы Малати. А задержку партии товара фирмы в письменном ответе Корреаюнденту Семка объясняет необходимостью "дополнительного изучения" обстоятельств дела. Таможенник утверждает, что его коллегам нужно разобраться, какой именно орех вывозит из страны Макеев - цельный или дробленый, жареный или сырой. От этого, продолжает Семка, зависит оценка стоимости товара, которая в дальнейшем станет основой для возврата НДС. Образцы продукции отправлены из Херсона в Одессу. Как только прибудут выводы экспертов из Одессы, заканчивает таможенник, оформление товара продолжится в "соответствующем порядке".

Один из крупнейших импортеров вин на условиях анонимности рассказал, что все проблемы с таможней исчезают, как только компания-импортер обращается за помощью к определенной посреднической фирме, которая обещает ускорить сертификацию товара за немалое вознаграждение. "Держат, держат, держат [груз], а потом появляется компания, которая предлагает решить все вопросы по растаможке", - рассказывает загнанный в угол импортер.

Крупного поставщика бананов и цитрусовых из ЮАР, который также из соображений безопасности просит не называть его фамилию в печати, чиновники Южной таможни кошмарили с лета прошлого года. Его грузы держали до тех пор, пока из заморских фруктов не потек сок, а владелец судна-перевозчика выписал ставку за непредусмотренный простой $ 25 тыс. ежедневно, В итоге предприниматель сдался и заплатил все, что таможенник прописал.

Сергей Охмат, директор отдела внешнеэкономической деятельности компании Мир снабжения, рассказывает, что грузы товаров широкого потребления, например керамическую посуду, теперь пропускают на территорию Украины не дешевле чем за $ 16 тыс. Столько нужно заплатить за право ввоза в страну каждого контейнера фирмам-посредникам.

Детские игрушки, продолжают его коллеги, обойдутся импортерам "всего" в $ 9 тыс. за контейнер. А текстиль, обувь и одежда могут влететь в $ 38 тыс. за каждый контейнер. Деньги следует заплатить посреднику, который и обеспечивает перевозчикам растаможку и вывоз груза.

"И это притом, что процедура растаможивания вообще должна быть бесплатной". - возмущен Бахтигозин.

Несмотря на давление, в Мире снабжения решили принципиально не платить посредникам и объявили им и таможне войну. Десятки писем и обращений ушло в Генпрокуратуру, СБУ и в Администрацию Президента.

Вот из такого письма: "Должностные лица СБУ Одесской области, фамилии мы назвать не можем, так как документы они предоставлять отказываются и представляются вымышленными фамилиями, предлагают проводить растаможивание контейнеров через уполномоченных брокеров, которым необходимо платить высокий неофициальный гонорар".

В СБУ на такого рода обвинения в официальном письме Корреспонденту сообщили, что в их компетенцию не входит таможенное оформление грузов. "Службой безопасности, - поясняет начальник одесского областного управления СБУ Виктор Кобыльчак, - постоянно проводятся мероприятия по противодействию коррупции в таможенных органах и контрабандному перемещению товаров".

Такая борьба спецслужб с коррупцией и контрабандой зашла слишком далеко, говорят импортеры. В итоге страдает весь бизнес. "Я и мой директор ругались с эсбэушниками, писали в прокуратуру, таможню, но нам сообщили, что на нашу компанию пришли какие-то оперативные сведения", - рассказывает на условиях анонимности юрисконсульт украинских текстильщиков, которых также посредники пытались обложить данью.

Свой груз компании удалось забрать из порта только после целого комплекса защитных мер, состоявшего из жалоб начальству СБУ, публикации открытого письма Президенту Украины в СМИ и личного посещения порта директором предприятия.

Эффект оказался внушительным, но недолгим. По словам импортера, как только директор компании вернулся к себе на родину, ему сообщили, что сумма за оформление груза увеличилась на 100 тыс. грн. Таможенники все равно свое взяли - если не взятками и посредниками, так переоценив наш груз по своей базе", - говорит юрист текстильщиков.

Эти случаи, считают импортеры, - звенья одной цепи. Более того, предприниматели уверены, что избранные компании-посредники работают в тесной связке с органами власти.

"Все это делается умышленно: есть семь фирм в Одессе, которые работают под этими эсбэушниками и растаможивают товар, - рассказывают кухню текстильщики из Западной Украины. - Причем все эти семь фирм работают от одного лица - они то открываются, то закрываются. Как сказали нам в одесской прокуратуре, им зацепиться не за что. И эсбэушники тоже ничего письменно не оставляют, никаких виз - все устно".

В свою очередь, Гостаможслужба официально отрицает существование брокеров с особыми, эксклюзивными правами, которые значительно ускоряют оформление грузов. Всего, говорят в главном офисе таможни, в Украине действует около 3 тыс. брокеров, половина - в зонах крупнейших таможенных постов - на Киевской региональной, Южной (Одесский регион) и Восточной (Донецкий регион) таможнях.

По результатам исследований коррупции Украина заняла 152-е место среди 183 стран мира. В прошлом году она была на непочетном, но все же более высоком 134-м месте.

Более подробно читайте в журнале Корреспондент.