Два американских сенатора вслед за конгрессменом-республиканцем обратились к министерству энергетики США с просьбой расследовать обстоятельства выдачи правительством США кредита североамериканскому подразделению российского сталелитейного гиганта "Северсталь". По их мнению, компания не нуждалась в кредите и могла обойтись и своими средствами.
В "Северстали" заявляют, что выполнили все требования кредитной программы, а в министерстве энергетики США настаивают на том, что проект направлен на увеличение конкурентоспособности американских производителей.
В июле американские власти пообещали выделить североамериканскому подразделению "Северстали" Severstal North America кредит в размере 730 млн долларов на модернизацию завода в городе Дирборн, штат Мичиган.
Это было сделано в рамках специальной правительственной программы модернизации автопроизводства (программа Advanced Technology Vehicles Manufacturing). Деньги компания собиралась потратить на переоборудование завода для выпуска улучшенных высокопрочных сталей для легковых автомобилей и грузовиков.
"Северсталь" оказалась единственной неавтомобильной и неамериканской компанией, получившей кредит в рамках программы американского правительства.
Эта программа, объемом в 25 млрд долларов, была разработана в 2007 году, чтобы помочь автопроизводителям переоборудовать заводы для производства более экологичных автомобилей нового поколения.
Поддержка автопрома
Первыми о необходимости проверить правомерность предоставления кредита "Северстали" заговорили американские конгрессмены: в конце октября депутат-республиканец Даррел Айсса, глава комитета по надзору за работой правительства в палате представителей, выразил сомнение в том, что кредит был необходим.
В письме министру энергетики США Стивену Чу он высказал удивление, в частности, тем, что кредит был предоставлен компании для выполнения проекта, которым она уже на тот момент занималась. Конгрессмен усомнился также и в том, что глава "Северстали" Алексей Мордашов, чье состояние оценивается согласно журналу Forbes в 18,5 млрд долларов, не мог себе позволить финансировать проект самостоятельно.
Кроме того, американский конгрессмен указывал на то, что программа направлена на поддержку компаний автомобильного сектора, а "Северсталь" является сталелитейной компанией.
Министерство энергетики США заявило, что кредит "Северстали" был выдан под проект, в результате которого американские автопроизводители стали бы более конкурентоспособными и начали производить более легкие автомобили. Модернизация завода должна обеспечить временной работой 2,5 тыс строителей, а также создать более 260 постоянных рабочих мест, заявляли в министерстве энергетики и в компании.
Представитель пресс-службы "Северстали" Наталия Иванова сообщила Русской службе Би-би-си, что североамериканское подразделение выполнило все требования кредитной программы ATVM во время проверки, которая длилась почти два года.
Кредиты на модернизацию
На этот раз с письмом к правительству обратились два американских сенатора-республиканца.
Сенатор из Индианы Дэн Коатс и сенатор из Пенсильвании Пэт Туми просят объяснить им по пунктам, почему было принято решение предоставить кредит, несмотря на то, что проект был на стадии завершения и компания, по их мнению, могла обойтись и без дополнительных средств.
Сенаторы сомневаются в том, что кредит стоило предоставлять для производства типа стали, которая и так, по их мнению, уже выпускается на других американских заводах.
Программа выдачи кредитов в рамках модернизации производства не впервые подвергается критике.
Как сообщают американские СМИ, в конце октября Белый дом постановил вновь проверить условия всех выданных ранее кредитов в рамках программы Advanced Technology Vehicles Manufacturing.
На прошлой неделе республиканец Бил Флорес предложил вовсе прекратить программу выдачи кредитов в рамках поддержки передовых технологий автомобильной промышленности (Advanced Technology Vehicles Manufacturing).
Комитет по надзору за работой правительства следит, в том числе, и за тем, кому предоставляется государственная помощь: так, комитет ранее призывал расследовать обстоятельства выдачи кредита в размере 535 млн долларов производителю солнечных панелей Solyndra, который впоследствии был признан банкротом и был вынужден обратиться в суд с просьбой о защите от кредиторов.
Конгрессмены также обращали внимание на финансовое состояние еще одного получателя кредита - компании-производителя аккумуляторов для электромобилей Ener1.