В последнее время проблемы "Укрзализныци" занимают первые места в рейтинге самых обсуждаемых тем и дискуссий в СМИ и социальных сетях.

Среди острых тем - вопрос угрозы перехода к ручному управлению грузовыми перевозками по причине прекращения сопровождения Автоматизированной системы управления грузовыми перевозками (далее АСКВП УЗ-Е), функционирование которой делает процесс прозрачным и контролируемым в финансовом, коммерческом и эксплуатационном направлениях.

В рамках системы АСКПВ УЗ Е уже 10 лет функционирует технология электронного документооборота клиент - железная дорога, которая обеспечивает 100% оформление и обработки грузовых перевозок, осуществляемых клиентом во внутреннем и международном сообщении, а также информационное взаимодействие с соседними железнодорожными администрациями.

Грузоотправители используют электронный кабинет АС Клиент УЗ, а также вспомогательные программные продукты и сервисы для получения дополнительной информации о перевозочном процессе и интеграции с внутренними ИТ-платформами.

Электронная накладная - источник информации, который использует не только клиент, а и другие смежные подразделения, и предприятия транспортной сферы: порты, терминалы, таможня.

Архив электронных документов обеспечивает хранилище информации о перевозках, к нему обращаются с юридической стороны в случае необходимости выяснения спорных вопросов между клиентом и перевозчиком.

Поэтому очевидно, что клиенты и работники отрасли обеспокоены угрозой прекращения поддержки систем со стороны разработчиков, а то и полной их остановки без каких-либо альтернативных вариантов.

Заказчик систем, в лице "Укрзализныци", четкого плана развития информатизации клиентам не презентует, поэтому, чего ожидать в будущем, никто не понимает.

Ясно одно, что без сопровождения и доработок существующие системы очень быстро утратят актуальность в части правильности расчетов, нормативно-справочной информации и других изменений в том числе и в международных транспортных нормативах. Как пример, грядут серьезные изменения в СМГС .

Закончиться все может переходом к бумажной технологии, потерей архива, нарушением внутренних информационных процессов, завязанных на инструменты электронного документооборота, что приведет к задержкам погрузки со стороны клиента и ухудшению качества обслуживания перевозочного процесса со стороны железной дороги.

Как следствие, уменьшение грузопотока - потеря прибыли, потеря доверия клиента, переход клиентов на автотранспорт, расцвет коррупции, срывы экспортных поставок зерновых грузов и грузов металлургической промышленности.

Когда начинали автоматизацию грузовых перевозок в начале 2000 года, было популярным выражение: "Хаос автоматизировать невозможно". Титанический труд был проведен со стороны специалистов железной дороги и разработчиков в нормативной базе и построении технологических процессов для возможности автоматизации.

Надеемся совместными усилиями с клиентами не допустить закат, а встретить рассвет эры электронных перевозок с новыми технологиями и перспективами развития информационного взаимодействия клиент-железная дорога.