Как известно, Закон Украины "О внесении некоторых изменений в законодательные акты относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности" № 1405 от 02.06.2016 г. (вступил в силу с 25.06.2016 г.) (далее – "Закон") предусмотрел возможность создания наблюдательных советов (далее – "набсоветы") в государственных унитарных предприятиях (далее – "предприятия"), в том числе, с включением в их состав независимых представителей общественности.

Согласно указанному Закону, Кабинету Министров было поручено разработать и утвердить целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов в отношении данного вопроса, а именно:

- критерии, при наличии которых создание набсовета на том или ином предприятии является обязательным;

- порядок создания и организации деятельности набсоветов;

- порядок проведения конкурсного отбора независимых членов набсоветов;

- требования к  независимым членам набсоветов.

Во исполнение вышеуказанных положений Закона, Постановлением Кабинета Министров № 142 от 10.03.2017 г. (далее – "Постановление"), которое вступило в силу с 16.03.2017 г., были утверждены все указанные нормы, касающиеся набсоветов предприятий.

Рассмотрим основные аспекты, касающиеся внедрения набсоветов на предприятиях портового сектора.

1. В каких случаях создание набсоветов является обязательным?

 

В соответствии с Постановлением, создание набсовета на том или ином предприятии  является обязательным в случае наличия хотя бы одного из таких критериев:

- стоимость активов предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности  превышает 2 млрд. грн.;

- размер чистого дохода предприятия по данным последней годовой финансовой отчетности  превышает 1,5 млрд. грн.;

- размер уставного капитала нового создаваемого  предприятия превышает 2 млрд. грн. на дату его создания.

Во всех остальных случаях создание набсовета не является обязательным, но допускается по решению органа управления (в отношении предприятий портового сектора – Министерства инфраструктуры).

Во исполнений этих норм, Постановление поручает органам управления в течение 15-ти дней с момента вступления в силу Постановления принять решения о создании набсоветов на тех предприятиях, где это является обязательным, и определить целесообразность их создания на других предприятиях.

В этот же срок орган управления обязан утвердить изменения к уставам предприятий, в которых будут создаваться набсоветы.

2. Влияние критериев для создания набсоветов на основные предприятия портового сектора?

В свете описанных выше критериев, при наличии хотя бы одного из которых создание набсовета на предприятии является обязательным, рассмотрим, распространяются ли эти критерии на  основные предприятия портового сектора:

ГП "АМПУ":

- Стоимость активов по итогам 2016 г. – 20 682 619 000 грн.

- Чистый доход по итогам 2016 г. – 7 297 604 000 грн.

(Источник информации: http://www.uspa.gov.ua/ru/finansovaya-otchetnost)

ГП "МТП "Черноморск":

По итогам деятельности за 9 мес. 2016 г:

- Стоимость активов: 2 120 662 000 грн.

- Чистый доход: 808 043 000 грн.

(Источник информации: http://mtu.gov.ua/news/28074.html)

ГП "Одесский МТП":

По итогам деятельности за 9 мес. 2016 г:

- Стоимость активов: 2 347 489 000 грн.

- Чистый доход: 386 731 000 грн.

(Источник информации: http://mtu.gov.ua/news/28074.html)

ГП "МТП Южный":

По итогам деятельности за 9 мес. 2016 г:

- Стоимость активов: 3 088 617 000 грн.

- Чистый доход: 1 484 633 000 грн.

(Источник информации: http://mtu.gov.ua/news/28074.htm)l

Как видите, все указанные выше предприятия, вероятнее всего, подпадают под критерии обязательности создания набсоветов.

3. Состав набсоветов

Согласно Постановлению, набсовет должен состоять не менее, чем из 5, и не более, чем из 11 членов.

При этом члены набсовета делятся на две категории:

- члены набсовета, которые представляют интересы государства (далее – "государственные представители");

- независимые представители общественности (далее – "независимые представители").

Независимые представители должны составлять большинство от общего состава набсовета.

4. Требования к членам набсоветов

Общим для всех требованием, которому должен соответствовать любой член набсовета предприятия, является то, что им не может быть лицо, являющееся учредителем, акционером (участником), руководителем и / или членом наблюдательного совета любого другого юридического лица, которое осуществляет  деятельность на том же или смежных рынках.

Кроме того, независимые представители, входящие в состав набсовета, должны соответствовать следующим дополнительным требованиям:

- наличие полной гражданской дееспособности;

- наличие высшего образования, профессиональных знаний и навыков, опыта работы и других характеристик, необходимых для надлежащего осуществления полномочий члена набсовета, которые соответствуют видам деятельности предприятия;

- добропорядочность, беспристрастность и безупречная деловая репутация;

- не занимать выборные должности и не являться должностным лицом органов государственной власти и / или местного самоуправления;

- отсутствие непогашенной судимости;

- соответствие прочим требованиям, определенным комиссией по проведению конкурса по выбору независимых представителей (см. ниже). 

Помимо этого, независимым представителем в составе набсовета не может быть лицо, которое:

- является или в течение последних пяти лет являлось должностным лицом самого предприятия или его дочернего предприятия, филиала или иного обособленного подразделения;

- является или в течение последних трех лет являлось сотрудником самого предприятия или его дочернего предприятия, филиала или иного обособленного подразделения;

- является аффилированным лицом (в значении, данном этому термину в Законе Украины "Об акционерных обществах") по отношению к самому предприятию, его дочернему предприятию, филиалу или иному обособленному подразделению и/или по отношению к их должностным лицам (в частности, если такое лицо является членом семьи[1] указанных должностных лиц);

- получает или получал от самого предприятия или его дочернего предприятия, филиала или иного обособленного подразделения любые доходы, кроме доходов в виде вознаграждения за выполнение функций члена набсовета;

- является государственным служащим или представителем государства;

- является или в течение определенного периода за последние три года являлось аудитором такого предприятия;

- участвует или  в течение определенного периода за последние три года участвовало в аудите самого предприятия или его дочернего предприятия, филиала или иного обособленного подразделения как аудитор, работающий в составе аудиторской организации;

- имеет или имело в течение последнего года хозяйственные или гражданско-правовые отношения с самим предприятием или его дочерним предприятием, филиалом или иным обособленным подразделением непосредственно или как акционер (участник), руководитель или член исполнительного органа другого юридического лица, которое имеет или имело такие связи;

- работало в должности независимого представителя в составе набсовета предприятия  в течение трех сроков;

- является близким лицом (в значении, данном этому термину в Законе Украины "О предотвращении коррупции[2]) по отношению к любому из лиц, указанных в пунктах, перечисленных выше.

5. Порядок формирования состава набсоветов

Государственные представители в составе набсовета предприятия назначаются по решению органа управления.

Что же касается независимых представителей, то они выбираются на должность по результатам проведения конкурсного отбора, который проводится специальной конкурсной комиссией, созданной органом управления, в состав которой должны быть приглашены представители международных финансовых организаций, дипломатических учреждений и профессиональные консультанты по подбору персонала, которые могут принимать участие в работе комиссии с правом совещательного голоса.

Более того, применительно к предприятиям, у которых по результатам последней годовой отчетности стоимость активов  превышает 2 млрд. грн. или размер чистого дохода превышает 1,5 млрд. грн. (все описанные выше основные предприятия портового сектора, вероятнее всего, подпадают под эти критерии), отобранные вышеуказанной конкурсной комиссией кандидатуры независимых представителей в набсовете (в количестве от 2-х до 5-ти кандидатур на каждую вакансию) направляются на рассмотрение в специальный Комитет по назначению руководителей особенно важных для экономики предприятий, созданный при Министерстве экономики[3]. Указанный Комитет выбирает одного победителя на каждую позицию независимого представителя в набсовете.

6. Исключительная компетенция набсоветов

К числу основных полномочий, которые относятся к исключительной компетенции набсоветов предприятий, включены, среди прочего, следующие полномочия:

 - согласование проекта стратегии, годового финансового плана предприятия и отчета о его исполнении, а также проектов других решений, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;

- принятие решения о временном отстранении руководителя предприятия от осуществления полномочий и назначении лица, временно исполняющего обязанности руководителя;

- назначение на должность и прекращение полномочий руководителя предприятия, утверждение условий контракта с ним, установление размера вознаграждения руководителя, заключение и расторжение с ним контракта, осуществление контроля за соблюдением условий контракта[4];

- принятие решения о предоставлении согласия на совершение хозяйственного обязательства, по которому имеется заинтересованность (в значении, данном этому термину в статье 731 Хозяйственного кодекса Украины) и значительного хозяйственного обязательства, предметом которого является имущество, работы или услуги, рыночная стоимость которых составляет более 10 процентов стоимости активов предприятия;

и т.д.


Таким образом, если описанные выше законодательные новшества будут исполняться на практике, то в ближайшее время портовую отрасль и, в частности, те предприятия, которые были описаны выше, ожидает создание и формирование набсоветов, с включением независимых представителей общественности в их состав.

Хочется надеяться, что это новшество будет использовано во благо эффективному развитию отрасли, а не превратится в очередной инструмент давления на портовый бизнес и не будет служить дополнительной причиной для затягивания и блокирования инвестиционных начинаний в портах.



[1] муж (жена), родители (усыновители), опекуны (попечители), братья, сестры, дети и их мужья (жены)

[2] лица, которые совместно проживают (в том числе, которые не состоят в браке), связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности семейного характера , а также - независимо от указанных условий - муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка, прадедушка, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, зять, невестка, тесть, теща, свекор, свекровь, усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством

[4] Таким образом, в тех предприятиях, где будут созданы набсоветы, руководитель будет назначаться не органом управлением, а самим набсоветом. Вместе с тем, важно отметить, что положения Постановления Кабинета Министров № 777 от 03.09.2008 г. в отношении обязательного проведения конкурса на должность руководителей предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства (и АМПУ, и все государственные предприятия – порты включены в такой перечень, утвержденный Постановлением Кабинета Министров № 83 от 04.03.2015 г., ), пока не отменены. Это означает, что кандидат на должность руководителя предприятия, в котором будет создан набсовет, должен сначала выиграть указанный конкурс, и только потом он может быть назначен набсоветом на должность