На "Укрзализныце" взяли курс на капитальный ремонт и модернизацию поездов. 2021 год должен стать прорывным. На эти цели планируют заложить 27 млрд гривен. Это вдвое больше, чем в прошлом году, и рекордная сумма за все годы существования УЗ (юридически компанию зарегистрировали в 2015-м).
55% этой суммы - собственные средства предприятия, 31% - средства инвесторов, 14% - госбюджет.
Казалось бы, это отличная новость. Пассажиры должны получить новые современные вагоны, а машиностроительные компании - новые заказы и толчок для развития бизнеса.
Но тенденции последних лет показывают, что УЗ осваивает, в лучшем случае, 70% запланированных инвестиций.
Для сравнения, вот какая ситуация была в прошлые годы:
2020 г. - запланировали 12,6 млрд, освоили 9,7 млрд;
2019 г. - запланировали 18 млрд, освоили 9,1 млрд;
2018 г. - запланировали 22 млрд, освоили 16,9 млрд;
2017 г. - запланировали 16 млрд, освоили 10,9 млрд.
Давайте разберемся, почему так происходит.
1. Слишком долго согласовывают финансовый план
Озвученная сумма капитальных инвестиций УЗ на 2021 год - это лишь запланированная цифра. Теперь компании предстоит пройти долгий и сложный процесс согласования финансового плана с министерством инфраструктуры. Он может занять до полугода.
Например, финансовые планы на 2020-й и на 2019-й годы предприятию согласовали только в июле. Только после этого "Укрзализныця" понимает, какую сумму и на какие статьи расходов предприятие может потратить.
Дальше стартуют тендерные процедуры, а это еще 2-3 месяца. Для освоения средств остается, в лучшем случае, месяца два. И это если торги пройдут без проблем, без оспаривания Антимонопольным комитетом и ошибок в документации.
2. Сложная процедура закупок внутри предприятия
Система согласования процедуры закупок товаров и услуг внутри "Укрзализныци" многоуровневая и запутанная.
Чтобы начать торги, службам-заказчикам приходится по несколько месяцев получать разрешения.
3. Покупку расходников оформляют каждый раз заново
У УЗ есть товары и услуги, которые закупают ежегодно, и без которых не обойтись. Это расходные материалы - тормозные колодки, электрощетки, запасные части подвижного состава и вагонов, и например услуги по ремонту линейного оборудования.
Предприятие каждый раз, из года в год, проходит все этапы оформления документации и закупки товаров заново. Хотя, по-сути, это один и тот же процесс. В итоге основные средства "УЗ" начинает расходовать только в 3-4 квартале каждого года.
Таким образом, из-за многоуровневых бюрократических проволочек и других "палок в колесах", "Укрзализныця" не успевает выполнить все запланированные работы, обновить свой подвижной состав и по-максимум использовать выделенные средства.
Кстати, это проблема не только "УЗ", а и всего государственного сектора. С одной стороны, предприятиям сложно найти средства на модернизацию. С другой - целое дело потратить даже те, которые удалось выделить.
Что с этим можно сделать
Ситуацию могло бы изменить долгосрочное финансовое планирование. От этого выиграли бы все: и предприятия машиностроительной отрасли, и "Укрзализныця", и ее пассажиры.
Предприятие могло бы подписывать рамочные договора на 2-3 года и больше - хотя бы на покупку тех товаров и услуг, которое оно закупает на постоянной основе.
Так УЗ ушла бы от лишней бюрократии и получала товары и услуги круглый год и в нужном объеме, а не только в 4 квартале. А производители могли бы планировать загрузку своих предприятий. Например, понимая, что в ближайшие 2-3 года точно получит заказы, руководитель предприятия мог бы расширять штат и модернизировать производство, не боясь, что инвестиции могут не окупиться. Это повлияло бы на развитие экономики страны в целом.
На УЗ уже заявили, что до 2023 года предприятие планирует еще больше увеличить капитальные инвестиции - до 41 млрд грн. А всего до 2030 года, по данным Украинского института будущего, "Укрзализныце" нужно 30 млрд долл. инвестиций на модернизацию и капремонт.
Чтобы предприятие могло тратить выделенные средства максимально эффективно, стоит уже сейчас задуматься о том, как уйти от лишней бюрократии и упростить процесс закупки услуг, расходников и оборудования.