Транспорт и непризнанные территории Руководство России подписало решение о вхождении АРК и Севастополя в состав РФ. Очевидно, что Украина и мировое сообщество не признают это решение. Таким образом, создается классическая «серая зона». Украина далеко не первая страна, пережившая конфликт с сепаратистами. Последствия таких конфликтов разносторонни. Одним из наиболее болезненных является вопрос транспортный,  так как он:

- по определению связан с пересечением признанных или непризнанных границ транспортными средствами,  грузами и людьми, что составляет серьезный риск с точки зрения безопасности.

- регулируется огромным объемом нормативных актов, как внутригосударственных, так и международных, определяющих обязанности государств в сфере международных перевозок грузов.

Читайте также Отжать Крым: что ждет порты и железную дорогу автономии после отделения от Украины

В случаях, когда государства «разводятся» мирно, международные договора со вновь образовавшимися субъектами при наличии доброй воли заключаются довольно быстро. Так было между Чехией и Словакией, так было со странами бывшего Советского союза (хотя некоторые процессы, в частности «развод» железных дорог, затянулся на 5-7 лет).

С образованием «серых зон», так называемых «непризнанных государств», ситуация сложнее. Выполнения законов «старого» государства на их территории фактически не происходит, а «новые» законы не признаются мировым сообществом.

Это порождает следующие проблемы: 

- Невозможность регулирования споров в судах (местные «суды» производят юридически ничтожные решения, решения иностранных не выполняются).

- Отсутствие гарантий частной собственности. Власти непризнанных государств конфискуют (национализируют) государственную собственность «старого государства» и имущество других лиц, пользуясь правовым вакуумом. Уже сегодня в Крыму де-факто национализирован флот «Черноморнефтегаза», флот морских портов. Но со временем могут дойти и до собственности частной. Например, было объявлено, что Банк Крыма может быть создан на основе отделений «Приватбанка». В конце концов, сомалийские пираты себя пиратами не считают. Они арестовывают суда, незаконно заплывшие в территориальные воды государства Путленд, границы которых определяют также на свое усмотрение. А потом берут штрафы с нарушителей. Однако и международное торговое судоходство в Сомали отсутствует.

- Отсутствие таможенного контроля и контрабанда. Поскольку государственный таможенный контроль на территории серых зон «старым государством» не проводится, а «новое» поглощено другими заботами, на территорию извне может быть завезено что угодно в каком угодно объеме. Грузы и пассажиры юридически «растворяются в пустоте» и «возникают из ниоткуда».

Побеседовав с различными экспертами, мы объединили их видение в следующий список рекомендаций.

Первоочередные шаги украинской власти в связи с крымской ситуацией

Очевидно, что в связи с совершенно объективной невозможностью обеспечить в Крыму безопасность людей, пассажиров, моряков и транспортных средств и гарантировать неиспользование последних в террористических целях, необходимо:

1. Создать и полностью закрыть сухопутные пограничные переходы на Крым для всех грузов – автомобильного, железнодорожного, включая транспорт третьих стран (например, турецкие автомобили в транзите). Никаких украинских грузов для крымских портов и никакой торговли: во время пребывания на территории Крыма транспорт может быть конфискован, а кроме того, использован в террористических целях. Украина не может рисковать, поэтому граница должна быть прочно перекрыта, ведь география позволяет.

2.  Организовать запрет на полеты самолетов всех стран мира (очевидно, кроме РФ) в Крым через ICAO/IATA(International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности). Это будет несложно, с учетом правил страховых компаний, которые исключают «серые зоны» из покрытия и штрафуют за нарушение правил страхования.

3. В любом случае ввести запрет на пролеты самолетов над территорией Украины в/из Крыма.

4. Морское сообщение Украины с Крымом запретить. Через АМПУ/IMO/ISPS официально лишить крымские порты сертификатов ISPS и закрыть их, как небезопасные. (IMO, International Maritime Organization, Международная морская организация,— международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. ISPS – Международный кодекс по охране судов и портовых средств.).

5. Ввести запрет на заходы в Украину судов, которые посещали  порты  в Крыму после фактического отделения + какой-то разумный срок (допустим, 2 недели).

6. Пассажирское автомобильное/железнодорожное сообщение разрешить только на выезд из Крыма без ограничений. На ограниченный срок (3-4 месяца) разрешить въезд только гражданам Украины для вывоза родственников и т.п. После этого  въезд в Крым только гражданам Украины, только по визам и на ограниченный срок. Безопасность граждан третьих стран там обеспечить нельзя, поэтому их пропускать Украина не может. Для своих граждан приходится делать исключение, исходя из наличия собственности, родственников и т.д.

7. Возможно, нужно изолировать подвижной состав, работающий в Крыму, и всех пассажиров пересаживать после пересечения границы в другие вагоны, поскольку обеспечить досмотр вагонов за короткий срок практически невозможно. Для этого срочно построить дополнительные пути и досмотровый комплекс для пассажиров по аналогу аэропорта. Соответственно, прямые поезда в/из Крыма будут невозможны, только после пересадки.

В сегодняшних условиях крайне важно объяснить новые правила работы бизнесу как можно быстрее, во избежание проблем с засылкой и арестом грузов, невозможностью судозаходов и так далее.

Имущество украинских госпредприятий Появляются сообщения о попытках их переподчинения госпердприятий самопровозглашенному правительству. Но пытаться спасти и вывезти то оборудование например, плавсостав портов, наверное, не стоит. Это будет некому делать. Лояльных людей там, по-видимому, нет. Имущество считается находящимся на временно оккупированной территории. Нужно дать последний приказ поставить на прикол и законсервировать. Сертификаты регистра и прочие документы экипажей отозвать. Причина та же - невозможно обеспечить безопасность.

Власти АРК пытаются не допустить выезд железнодорожного транспорта с территории Крыма. Очевидно, что его также попытаются «национализировать», хоть вагоны и локомотивы принадлежат Приднепровской железной дороге, а не Крымской дирекции. Поэтому нужно остановить все, что можно и прекратить перевозки. Пассажирское сообщение продлить на ограниченный срок, только для граждан Украины. Граждан других стран в Крым  не пропускать – это просто опасно. Грузовое сообщение остановить немедленно.

Запрет на хождение судов В этом процессе 2 составляющие. Первая - вывести все крымские порты из-под действия ISPS через заявление нашего компетентного органа. Тогда заход будет запрещен международными морскими правилами.

Вторая - запретить вход в наши воды судам посетившим Крым. Иностранцы подумают дважды, где их ждет больше груза, но если решат ходить, то блокаду мы все равно не организуем. Однако через страховые компании это может быть решено.

Частные перевалочные терминалы в Крыму Это действительно вопрос, пока непонятно. При выполнении этой программы, терминалы либо остановятся совсем, либо замкнутся на обслуживании внутренних грузопотоков, а это весьма ограниченные объемы. В любом случае, украинские грузы для них, скорее всего, потеряны на весь срок крымского конфликта.

Керченский пролив Вопрос канала сложный, но  пока не очевидно, как Россия сможет ограничить проход торгового флота (неукраинского). Разве что устраивая массовые досмотры, но на это сил не хватит, да и международная общественность не потерпит.

У нас нет своего флота, а остановливать панамское судно они вряд ли станут. Кроме того, Украина же не будет блокировать крымские порты силой, она введет ограничения на суда, которые туда ходят, поскольку в отсутствии легитимной власти, суда могут использоваться в террористической деятельности. Основанй для российских претензий нет.

Грузопотоки в Крыму Порты Крыма откроют, как минимум для судов из России). Но какие грузы, они там будут обрабатывать? Если железнодорожные пути из Украины закрыты, то это только крымское зерно, титан. И продукты, товары народного потребления для снабжения его населения. А его мало.

Контейнерных терминалов там нет, и ни одна уважаемая линия туда не пойдет. Значит, в лучшем случае возить все турецкими машинами и паромами. Но и это можно заблокировать давлением на турецкие ассоциации, через Европу и страховые компании. России придется заниматься снабжением 2 миллионного населения на себе, без помощи других стран.

Известно, что на «серых территориях» страховки не работают - ни на самолеты, ни на суда, ни на машины. Даже если Россия признает это своей территорией, это проблему, я думаю, не решит. Или решит только через какое-то длительное время.