Тоннель под Босфором, второй самый высокий мост в мире, будущий аэропорт номер один по пассажиропотоку – все эти проекты уже запущены или находятся в стадии реализации в Турции. Главный секрет заключается в том, что для воплощения в жизнь амбициозных инициатив страна использует механизмы Государственно-частного партнерства (ГЧП), и уже успела реализовать более 200 проектов ГЧП на общую сумму 120 миллиардов долларов.
С 19 по 23 сентября состоялся рабочий комитет Турция-Украина, тренинги, семинары на тему ГЧП в Стамбуле.
Государственно-частное партнерство является неотъемлемым компонентом международного рынка крупных инфраструктурных проектов. С одной стороны, даже такой серьезный заказчик, как страна, не всегда способен аккумулировать достаточно средств и опыта для реализации сложных ресурсоемких проектов. С другой, частные фирмы могут нуждаться в дополнительных гарантиях, а также прозрачных механизмах содействия со стороны государства. Именно на стыке этих потребностей рождаются механизмы ГЧП. Их главная цель — скомбинировать опыт и финансы частных инвесторов с поддержкой от государства.
Как форма, ГЧП присутствуют во всех развитых экономиках мира. Элемент бизнеса следит за рациональным расходованием средств и ускорением сроков реализации проектов. Тогда как государство выступает заказчиком, поддержкой, и, спустя отведенный срок коммерческой эксплуатации, распорядителем новых объектов.
Значительными успехами во внедрении механизмов ГЧП может похвастаться Турция. Всего страна успела реализовать более 200 таких проектов. В результате турецкие жители и гости пользуются новыми тоннелями, портами, аэропортами, мостами и эстакадами. При этом государство ушло от необходимости самостоятельно оплачивать возведение миллиардных объектов, вместо этого позволяя частным компаниям сначала инвестировать деньги, а затем получать прибыли.
Немаловажно, что почти все крупные инфраструктурные объекты создают десятки и сотни тысяч рабочих мест. Это касается как этапа реализации проекта, так и его последующей эксплуатации.
Во время тренингов и семинаров нас познакомили с несколькими десятками удачных кейсов ГЧП из турецкой практики. При этом украинская делегация смогла непосредственно посетить три таких объекта, расположенных в Стамбуле или недалеко от столицы. Мост черед Босфор и тоннель "Евразия" уже достроены и активно эксплуатируются. Третий аэропорт Стамбула пока готов чуть больше, чем на 60%. Но уже через год планируется начало его коммерческого использования.
Мост через Босфор Yavuz Sultan Selim Bridge был открыт 26 августа 2016 года. Однако подготовительные работы для возведения второго самого высокого моста в мире начались задолго до этого. Мост является частью 260-ти километрового Northern Marmara Motorway, обходящего северные районы Стамбула. В 2013 году его проект оценили в 2.5 миллиардов долларов. Тендер на строительство выиграла Турецкая компания İçtaş, а также итальянская фирма Astaldi.
Мост имеет по четыре полосы движения в каждую из сторону, а также по одной ж/д колее в каждом направлении. Его ширина составляет 58,4 метров, а общая протяженность 2,164 километра. Это делает Yavuz Sultan Selim Bridge одним из самых широких мостов в мире.
Учитывая, что Министерство транспорта и связи Турции приняло решение о строительстве только в 2012 году, и тогда же выбрало подрядчиков, темпы его возведения можно назвать впечатляющими. Ежедневно мост используют 135 000 транспортных средств в каждом направлении, а плата за проезд взымается в лирах и составляет около $3.
Второй действующий проект — невероятный тоннель "Евразия". "Евразия" имеет две палубы и 5 километров общей длинны тоннеля, тогда как длинна дороги вместе с подъездами составляет 14,6 километров. О необходимости возведения тоннеля под Босфором заговорили еще в 1997 году, когда Университет Стамбула представил проект развития транспортной инфраструктуры города. Для выбора места специалисты учитывали текущий трафик и наличие трех мостов, природно-экономические, социально-экономические и технические факторы.
Строительством занималось совместное предприятие Avrasya Tüneli İşletme İnşaat ve Yatırım A.Ş. (ATAŞ), в состав которого вошли турецкая фирма Yapı Merkezi и компания SK E&C из Южной Кореи. Реализация проекта происходила по схеме Build–operate–transfer (BOT), когда частные компании получают объект в концессию после его сооружения.
Для строительства тоннеля привлекалось финансирование, в том числе, от международных доноров. Так, 150 миллионов долларов дал ЕБРР, а ссуду на 350 миллионов долларов предоставил ЕИБ. Также в финансирования и выпуске гарантий принимали участие Экспортно-импортный банк Кореи, K-Sure, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, Standard Chartered, Mizuho Bank, Türkiye İş Bankası, Garanti Bank и Yapı ve Kredi Bankası. Хеджирование занимались как непосредственно инвесторы, так Deutsche Bank. Суммарный объем привлеченных средств составил 1,245 миллиардов долларов.
При бурении тоннеля использовались передовые установки, которые ежедневно проходили от 8 до 20 метров по направлению друг к другу, а весь процесс занял 479 календарных дней. Тоннель имеет самые современные системы безопасности, оборудован специальными отсекам и точками для вызова экстренной помощи. Ежедневно его используют 120 тысяч транспортных средств. Для частных авто поездка по "Евразии" обходится в $4 плюс налоги, а для автобусов — по $6.
Наконец самый масштабный из проектов – третий аэропорт Стамбула. Он призван заметить аэропорт имени Ататюрка, из года в год попадающие в топ-5 самых загруженных воздушных ворот Европы. Планируется, что новый аэропорт будет способен обслужить 150 миллионов пассажиров в год, что сделает его самым большим в мире. Например, в аэропорту и рядом с ним будут расположены 70 тысяч парковочных мест. Самолеты будут садиться и взлетать на 6 полосах. Общая площадь строительной зоны - 7659 гектар. К новому аэропорту также планируется построить сразу несколько станций метро.
Проектные расходы оцениваются в 7 миллиардов долларов без учета стоимости финансирования, а совместный турецкий консорциум Cengiz-Kolin-Limak-Mapa-Kalyon получил право лизинга аэропорта на 25 лет за 26,142 миллиардов евро, включая налоги. По оценкам, в первые двенадцать лет аэропорт гарантировано перевезет 342 миллиона пассажиров. А его планы развития заходят далеко вперед, вплоть до 2030 года.
Выиграв право аренды в 2013 году, уже с 2018 консорциум начнет коммерческое использование нового аэропорта. Такая скорость строительства, возможно, как раз благодаря комбинированию частной инициативы с государственными стабильность и содействием. В результате Стамбул очень быстро получить новый аэропорт, а прибыль компаний перекроется не из карманов пассажиров, а благодаря максимально сжатым срокам реализации проекта.
Сегодня механизмы ГЧП могут серьёзно менять облик тех стран, в которых они эффективно используются. Ведь объединение интересов бизнеса, международного финансирования, и государственного содействия способны ускорить реализацию даже самых сложных проектов.