За последние дни меня очень часто спрашивали мнение по поводу запуска Uber в Киеве. Вот решил вставить свои 3 копейки, не судите строго.
Многие считают, что Uber – это крутой стартап с гениальной идеей каршеринга (даже боюсь представить русский перевод). Возможно, так оно и есть. Но я открою вам страшную правду – по принципу каршеринга киевские такси работают уже очень давно. Я, будучи студентом, подрабатывал в такси еще с 2010 года. И такой формат работы уже тогда был популярным. Тогда еще не было крутых смартфонов (точнее были, но еще не были такими популярными), поэтому все водители, в том числе и я, работали через Java – приложение с цветной "Нокии".
Итак, почему же все так ждали Uber?! Судя по дискуссиям в сети Facebook, народ ждал хороших машин, низких цен и умопомрачительного сервиса (а еще оплату картами, воду в авто и т.д.).
На чем сыграл Uber за границей? На жестко зарегулированном рынке США и Европы они дали возможность заниматься извозом машинам без лицензий и прочей разрешительной документации. Поскольку в развитых странах такие бумажки стоят больших денег, Uber смог сыграть в демпинг.
На рынке Украины все намного сложнее. Лицензированные такси можно посчитать на пальцах одной руки, но даже они не на все 100% работают прозрачно. Большинство служб работают как диспетчерские конторы-посредники, которые принимают заказы и сбрасывают их в общий "котёл", а там – кто взял, тот молодец. И здесь нет ничего постыдного или зазорного, потому что в столице, по неофициальным данным живет больше 3 миллионов человек, и чтобы обеспечить огромный поток заказов машин, нужна не одна тысяча машин. Поэтому как бы там ни было, а Uber – это очередная диспетчерская служба, просто с очень классным маркетингом и крутым приложением, а также возможностью оплачивать картой.
Теперь о ценах – чем выше тариф, тем меньше клиентов у службы, но тем больше водителей, желающих там работать. И наоборот – в дешевых службах огромный поток заказов, но очень низкий уровень "вывоза". Тут нужно понимать принцип работы: в пятницу, когда идет дождь, из центра можно уехать только по высокому тарифу, зато в воскресенье вечером можно с Троещины съездить в центр за очень небольшую сумму, нужно только знать номер дешевой службы.
Поскольку тарифы с 2013 года выросли незначительно, а доллар вырос в 3 раза (то есть машины и запчасти стали дороже ровно в 3 раза, а бензин подорожал в 2,5 раза), то сейчас очень мало служб, в которых рентабельно ездить на чем-то, что хоть немного дороже "Ланоса". Да и новый "Ланос" сейчас – это роскошь, цена на новый колеблется в районе 200 тыс. грн.
Поэтому для того, чтобы в короткий промежуток времени набрать необходимое количество водителей с хорошими авто, вежливыми и умеющими пользоваться приложением Uber, надо как минимум дать тариф, выше среднего по рынку. Иначе, зачем водителю идти в Uber, если он в "Уклоне" может зарабатывать столько же, но на "Ланосе" и без особых проблем. Но Uber анонсировал очень скромные тарифы (да, они немного выше), но с драконовской комиссией (боюсь ошибиться, но Uber берет около 20%, а также посредник берет в районе 10% + 5% единый налог, если вы не ФОП). Обычные же диспетчерские конторы берут порядка 10%, поэтому водитель Uber в сухом остатке может получить меньше, чем водитель в "Уклоне".
Какой итог? Если Uber не изменит тарифную политику, водители работать не пойдут. А если тарифы поднимет, то народ очень быстро забудет нелюбовь к "Ланосам" и шансону, и пойдет туда, где будет банально дешевле.