На днях, в рамках очередного официального визита, белорусские чиновники подняли вопрос упрощения процедуры оформления их транзитных грузов, следующих через территорию Украины, а также скидок к ж/д тарифам на транзит.
Какая доля Беларуси в тразите Доля белорусских грузов в ж/д транзите через Украину – 14%. 2-е место по объемам после Россмм, но с большим разрывом: за 7 месяцев 2015 года из РФ пришло 12,5 млн тонн, а из Беларуси 2,2 млн т. При этом, в 2009 доля Беларуси составляла лишь 6%, но объем перевозки был выше – 2,8 млн т.
Если говорить о динамике, то с 2009г явного тренда не наблюдается. Ежегодно изменение объемов колеблется в пределах довольно таки широких рамок: -30% в 2012 и 2014гг, или +30% в 2013 году.
Что везут беларусы
Основные грузы – мазут (более 50% всего транзита за 7м2015г), черные металлы (20%) и удобрения (10%), однако примечательно, что порядка 80-90% белорусского транзита традиционно направляется в украинские порты.
После наших портов основные страны назначения: Италия, Турция, Египет, Греция, страны Азии и ближнего востока.
Таким образом, конечные страны-получатели белорусских грузов имеют такую географию, что маршрут к ним в обход Украины будет построить или сложно, или дороже.
Получается, что Украине нет особого смысла делать скидку… однако Беларусь второй по величине транзитер по железной дороге Украины. К тому же, Беларусь на фоне падения грузопотока из РФ, свой поток поддерживает, и даже несколько наращивает свои объемы (все таки +10% г/г по итогам 7м2015г).
Неизвестно будут ли в ближайшем будущем расти поставки белорусских грузов в данные страны, но думаю, в текущих условиях Украине не было бы лишним поспособствовать упрощению их логистики через свою территорию.
Читайте также "Беларуськалий" хочет получить сквозной железнодорожный тариф от УЗ