13-14 апреля в румынском городе Тулча прошло заседание совета Еврорегиона "Нижний Дунай" и Генассамблеи одноименной ассоциации. Участниками заседания традиционно были представители Украины, Румынии и Молдовы.
Еврорегионы, как субъекты публичного права, служат инструментом трансграничного сотрудничества европейских стран для развития культурных и социальных связей, активизации транспортного сообщения и реализации совместных экологических инициатив.
В Еврорегионе "Нижний Дунай" перечисленные приоритеты являются особо актуальными, ведь он включает регионы сразу трех стран - Украины (Одесская область), Молдовы (Кагульский и Кантемирский районы) и Румынии (жудецы Тульча, Галац и Брэила). Важнейшим элементом этого еврорегиона является река Дунай, с которой связаны многие проекты по развитию судоходства, портовой инфраструктуры и мониторинга экологических показателей водных ресурсов.
Украина ввиду объективных и субъективных причин в 2014-2015 гг. не принимала участия в работе Еврорегиона, но в этом году, благодаря активной политике Одесской области, сотрудничество было возобновлено и, более того, на последующие два года (2016-2017) Украина получила президентство в "Нижнем Дунае". Этот факт дает надежду на реализацию совместных трехсторонних инициатив с учетом интересов Украины и юга Одесской области в регионе Придунавья.
Для обсуждения проектов инфраструктурного направления в "Нижнем Дунае" действует комиссия по транспорту, коммуникациям и энергетике. На текущий год приоритетами определены проекты по созданию украинско-румынских паромных переправ "Орловка-Исакча" и "Измаил-Тульча". На данный момент регулярного паромного сообщения из Украины в Румынию по Дунаю попросту нет, а вот в Румынии этот вид транспорта довольно распространен как для пассажиров, так и для автомобильного транспорта. Проблемными вопросами данных проектов остаются: строительство паромных комплексов, а также пунктов пограничного и таможенного контроля в прибрежных зонах. Кроме того, с целью развития туризма изучается возможность создания сети мини-портов для маломерных судов (лодок), а также запуск сезонных пассажирских катеров из Измаила в Тульчу.
В рамках обсуждения участниками заседания Еврорегиона предлагалось также организовать регулярное автобусное сообщение по маршрутам "Измаил-Галац" и "Рени-Джурджулешты-Галац" с ускоренной процедурой прохождения границ. Следует отметить, что с зимы 2016 года украинский перевозчик уже запустил еженедельный автобусный маршрут "Одесса-Измаил-Рени-Джурджулешты-Галац-Бухарест". Для дальнейшего развития автомобильного сообщения предлагается проанализировать возможности модернизации подъездных путей к пограничным пунктам пропуска в рамках Еврорегиона.
В сфере железнодорожного транспорта на повестке дня обсуждались два проекта: восстановление участка "Березино-Бессарабяска", который соединит Одесскую железную дорогу с портом Рени в обход непризнанного Приднестровья, и перепрофилирование жд-моста Кантемир-Феличу в комбинированный (+автомобильный) для сокращения пути из Кантемира на Бухарест.
Дополнительно украинской стороной были поддержаны несколько инициатив, касающихся юга Одесской области. В частности, по просьбе экологов будет создана мониторинговая группа для предотвращения разлива нефти на нефтяном терминале в молдавском порту Джурджулешты. Актуальность работы группы обусловлена особенностями течения на Дунае, вследствие которого разлитая нефть может дойти до Ренийского района и далее вниз по течению. Не забыты и интересы самого экологически чистого транспорта - велосипедного. В условиях интеграции Украины в европейские велосипедные маршруты будет проанализирована возможность продления ветки маршрута EvroVelo 6 из румынских Констанцы и Тулчи до южных районов Одесской области. Закрепление нового маршрута в международных классификаторах станет ориентиром для развития, как велосипедной инфраструктуры, так и объектов придорожного сервиса.
Важным аспектом работы Еврорегиона является возможность координировать (напрямую или через Ассоциацию "Еврорегион Нижний Дунай") усилия участников при подготовке конкурсных заявок по грантовым программам ЕС – Бассейна Черного моря (Black Sea Basin) и совместной программы Украина-Румыния 2015-2020. Стоит отметить, что реализация приоритетов Еврорегиона не ограничивается лишь их финансированием из европейских источников, а требует значительных инвестиций и со стороны государства и местного самоуправления.
Ре-старт Еврорегиона для Украины состоялся – теперь нужно приступать к работе.