Текущий год стал для морской отрасли годом небольшого восстановления. Приход на должность профильного заместителя министра, назначенный глава Морской администрации, решение вопроса по капитании, концессионные конкурсы - все это дает позитивные сигналы. Чего же ждет отрасль от 2022 года?

Новые кадры

Отсутствие полноценных руководителей с подписанными контрактами — проблема всей морской отрасли. В этом году, с приходом на должность министра Александра Кубракова и его профильного заместителя Юрия Васькова, ситуация начала меняться. Так, были проведены конкурсы и уже назначены руководители в портах Рени, Бердянск и Николаев. Важным событием также стало назначение главы Морской администрации. В следующем году на очереди конкурсы в государственных портах Мариуполь, Одесса, Черноморск и Южный. В самом министерстве рассчитывают, что для этого необходимо будет три-четыре месяца. Однако, как показывает практика, если успеют до конца 2022 года — будет уже хорошо.

Куда более отрасль волнует вопрос добора двух членов правления в Наблюдательный совет АМПУ. Подготовку к процессу начали еще летом и только в декабре завершился период подачи заявок. На повестке — определение шорт-листа и собеседования с претендентами. Если не будет никаких задержек, то уже в январе Наблюдательный совет будет полностью укомплектован, а значит можно начинать конкурс и на главу АМПУ.

Корпоратизация АМПУ

Согласно планам, уже до конца следующего года АМПУ должна сменить приставку с ГП на АО. Такое преобразование сделает ее более самостоятельной, ведь статус государственного предприятия предполагает ограниченные полномочия и каждое действие необходимо согласовывать с органом управления и другими структурами, что значительно тормозит принятие решений. Кроме того, передача объектов инфраструктуры и включение причалов в уставный фонд даст возможность более эффективно управлять имуществом и его модернизацией, взаимодействуя с частным сектором. Автономия в управлении активами создаст условия для благоприятной работы бизнеса, так как не придется больше месяцами согласовывать поступающие от компаний предложения в кабинетах министерств, достаточно будет одобрения наблюдательного совета. Как результат — увеличится поступление инвестиций, будет привлекаться грузопоток и создаваться новые рабочие места. Но удастся ли завершить процесс корпоратизации в следующем году будет зависеть не столько от АМПУ, сколько от Министерства инфраструктуры, других органов исполнительной власти и депутатов, ведь вначале необходимо согласовать и принять отдельный Закон "О корпоратизации Администрации морских портов Украины".

Коммерциализация государственных портов

За последние годы государственные порты существенно потеряли позиции на рынке перевалки по сравнению с частными операторами. Причин тому несколько — от постоянной смены руководителей и отсутствия инвестиций до неповоротливости самих предприятий из-за бюрократии. В итоге за последние 10 лет доля госстивидоров сократилась вдвое — с 50% до 25%. Многие из портов на сегодня находятся в убытке, либо еле сводят концы с концами. И тут нет другого решения, кроме прозрачного государственно-частного партнерства. При этом механизмы — концессия, приватизация или долгосрочная аренда должны быть выбраны исходя из специфики того или иного объекта.

Первые концессионные конкурсы в портах Херсон и Ольвия, несмотря на затянувшийся процесс, уже завершены. В следующем году отрасль ждет объявления новых проектов, в частности в порту Черноморск. Есть надежда, что Министерство инфраструктуры, учитывая прошлый опыт, сможет провести новые конкурсы в более сжатые сроки. Кроме того, ожидается что "частная инициатива", с которой бизнес выступил по некоторым из портов, все же будет реализована, и в 2022 году мы также узнаем об объявлении конкурсов.

Если говорить о приватизации, то в этом году Фонду государственного имущества так и не удалось объявить ни одного конкурса. Возможно, следующий будет более удачный и сразу три порта: Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский и Скадовский, найдут новых собственников.

Портовые сборы и компенсация инвестиций

Действующие ставки портовых сборов были сформированы еще в далеких 1990-х годах, когда в стране была совсем другая экономика и логистические цепочки. Более того, на сегодня они являются самыми высокими в регионе. Однако, портовые сборы не должны служить источником легкого получения сверхприбыли и наполнения государственного бюджета. Новая Методика расчета ставок портовых сборов обсуждается уже не первый год, но компромиссный вариант, который устраивал бы и государство и бизнес, так и не был найден. В Министерстве обещают показать новый вариант документа уже в январе, а вместе с ним и Сборник тарифов.

Еще один документ, который ждет отрасль — порядок компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры, который даст частным инвесторам механизм возврата вложенных средств. Очередной проект порядка с учетом мнений рынка, бизнес ассоциаций и других участников уже был разработан и надеемся, что в начале следующего года также будет подан на ознакомление.

Дипломирование моряков

Украина входит в десятку стран, поставляющих морские кадры по всему миру. По количеству, однако в последние годы — не по качеству. Система дипломирования моряков настолько коррумпирована, что украинские моряки стали оформлять документы в Болгарии, Молдове и других государствах, где это проще и дешевле. Украина тем временем теряла позиции в рейтинге. В 2021 году в этом вопросе наметился прогресс. Был назначен новый глава Морской администрации, возобновлена работа почти всех тренажерных центров. Кроме того, был запущен CES тест (Crew Evaluation Test 6.0) — международный признанный тест по подтверждению квалификации моряка. Это дало моряку возможность выбора системы тестирования. Первая — АСТ (автоматизированная система тестирования), вторая международная — CES.

На повестке следующего года — либерализация сферы дипломирования. Нам давно пора перейти на принятую во всем мире упрощенную систему пятилетнего подтверждения документов моряка, которая предусмотрена Кодексом ПДНВ (Кодекс по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты). Такие правила действуют практически во всем цивилизованном мире.