Инвестиции в инфраструктурный сектор - это важный фактор экономической деятельности любой страны. Увеличение масштабов инвестиций в инфраструктуру, как государственных, так и частных, является ключевым элементом Национальной стратегии развития Украины. Украина генерирует гораздо больше транспортных потоков и объемов по отношению к своему ВВП, чем любая другая страна в Европе, в основном из-за ее зависимости от сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Транспортные расходы составляют большую часть стоимости многих товаров.

Почему ЕС заинтересован в поддержке Украины в сфере транспорта и какая поддержка предоставляется

 Транспорт занимает важное место в повестке дня взаимоотношений ЕС и Украины, что требует более активного диалога. Транспортный сектор имеет стратегическое значение и является ключевым приоритетом сотрудничества между нами, как предусмотрено Соглашением об ассоциации между ЕС и Украиной.

ЕС поддерживает Украину через ряд проектов и программ: например, через Проект технической помощи для улучшения управления инфраструктурным циклом (IPCM). Другой пример - недавно подписанная программа "Европейское транспортное сообщение и ITS", которая включает грант ЕС в размере 36 млн евро и кредит Европейского инвестиционного банка на такую ​​же сумму.

Для чего необходимо реформировать управление циклом инфраструктурных инвестиционных проектов

Для модернизации украинского транспортного сектора требуются значительные инвестиции, в том числе для снижения уровня выброса углекислого газа всех видов транспорта в Украине. Эти инвестиции требуют мобилизации значительных ресурсов, как с государственной стороны, так и от частных инвесторов. Это может быть реализовано только тогда, когда международные партнеры и частный сектор будут убеждены в том, что инвестиционные решения принимаются рационально и прозрачно. Большинство проблем может быть решено за счет систематического подхода к управлению проектным циклом и путем применения современных методов и приемов, широко используемых на международном уровне для выявления, определения, приоритезации, подготовки, реализации и оценки инвестиционных проектов. Это основная цель финансируемого ЕС Проекта технической помощи для улучшения управления циклом инфраструктурных инвестиционных проектов.

Какие выгоды получит Украина от реформирования управления циклом инфраструктурных инвестпроектов в соответствии с практикой и стандартами ЕС

Надлежащая реформа цикла строительства инфраструктурных объектов, включая планирование/утверждение/закупку/внедрение/техническое обслуживание, и применение законодательных, административных, операционных и организационных решений поможет сократить время и затраты на реализацию инфраструктурных проектов, улучшить качество и создать контролируемую, прозрачную и эффективную систему управления инфраструктурой.

Самым важным преимуществом является повышение способности Украины привлекать и использовать более крупные инвестиционные средства от международных партнеров, по мере установления более тесных отношений с ЕС. В настоящее время на транспортный сектор выделено около 2 млрд евро, которые еще не полностью использованы. Трудностями являются бюрократические процедуры, которые затягивают принятие решений, и плохо подготовленные инвестиционные проекты, которые могут не подходить для финансирования. Ключевые инвесторы должны быть убеждены в том, что существующие системы будут способствовать разработке экономически выгодных проектов и будут реализованы прозрачным и подотчетным образом, и коррупция будет исключена из системы.

По оценкам МВФ, эффективное управление государственными инвестициями может сэкономить до 30% средств, вложенных в государственную инфраструктуру, за счет сокращения количества проектов, которые недостаточно проработаны, имеют значительный перерасход средств, не приносят ожидаемой экономической и финансовой выгоды или от которых отказываются до их завершения.

Какие результаты были достигнуты за последние 3 года в рамках Проекта технической помощи и каковы следующие шаги

Совместная работа заинтересованных сторон, в частности, Министерств инфраструктуры, регионального развития, финансов и экономики, способствовала разработке и утверждению Стратегии и Плана действий по реформированию управления проектным циклом в Украине. Стратегия была одобрена основными заинтересованными сторонами и была представлена ​​на утверждение Кабинету министров в сентябре 2020 года, но еще не принята.  Стратегия содержит 26 разделов, которые соответствуют заявленным Правительством целям реформ и соответствуют условиям Соглашения об ассоциации ЕС-Украина.

Кроме того, внедрение современных методологий для определения и оценки инфраструктурных проектов должно сопровождаться соответствующими знаниями и ресурсами, которых, к сожалению, в современном транспортном секторе Украины недостаточно. Таким образом, проект IPCM также нацелен на организацию и проведение обучающих мероприятий. Множество тренингов было проведено в Киеве и других регионах Украины. В рамках проекта также был разработан Комплексный план по укреплению потенциала, который учитывает как краткосрочные, так и долгосрочные потребности транспортного сектора Украины.

Не менее важно то, что в рамках проекта были выделены значительные ресурсы на повышение осведомленности о необходимости реформ в Украине не только для государственных органов, но и для предприятий, промышленных объединений, ассоциаций и НПО, а также широкой общественности.

Проблемы и вызовы в транспортном секторе Украины в будущем: что посоветовать властям Украины

Что касается проекта IPCM, то основная задача - быстрое принятие Стратегии и Плана действий. Как я упоминал ранее, ​​Стратегия - это 26 разделов, которые соответствуют политике правительства, и некоторые меры уже реализуются, например, введение стандартов FIDIC и реформа архитектурных и инженерных услуг. Вследствие этого, уже сейчас можно начинать настоящую серьезную работу по ее реализации и наращиванию необходимого потенциала.

В отношении транспортного сектора:

- Транспорт должен играть ключевую роль в реализации Зеленого курса Украины. Мы убеждены, что нынешние значительные государственные инвестиции Украины в дорожную инфраструктуру должны сопровождаться увеличением инвестиций в устойчивые виды транспорта, особенно в железнодорожный подвижной состав и инфраструктуру. Улучшение городского общественного транспорта также будет иметь решающее значение, и, например, кредит на 200 миллионов, подписанный 9 декабря с ЕИБ при поддержке проектов технической помощи, финансируемых ЕС, будет способствовать снижению загрязнения и повышению качества общественного транспорта в 20 городах Украины.

- Что касается внутреннего водного транспорта, то я с удовольствием отмечаю прогресс в процессе гармонизации и реализации Соглашения об ассоциации в этой сфере. Принятие долгожданного Закона "О внутреннем водном транспорте" - большое достижение и возможность для привлечения столь необходимых инвестиций и развития этого сектора.

- Несмотря на значительный успех и приверженность нынешнего Правительства и Верховной Рады курсу ускорения инфраструктурных реформ, реализация транспортной части Соглашения об ассоциации по-прежнему отстает от других секторов. Например, задержка реформы в железнодорожном секторе отрицательно сказывается на нашем товарообмене.

Это требует особого внимания со стороны лиц, принимающих решения, и всех заинтересованных сторон для обеспечения того, чтобы соответствующие приоритетные законы, касающиеся различных видов транспорта, были приняты и реализованы без промедления, создавая тем самым соответствующую основу для будущих инвестиций. И решающее значение играет принятие Плана действий по реализации Национальной транспортной стратегии, включая сильный компонент по логистике.

- Украине также следует уделять особое внимание подготовке наиболее приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с Индикативным планом инвестиционных действий TEN-T (Трансъевропейская сеть). Они должны включать в себя улучшение основной сети TEN-T и устранение затруднений с особым упором на экологичные виды транспорта, в соответствии с целями Зеленого курса и Стратегии устойчивой и интеллектуальной мобильности ЕС, а также предусматривать "быстрые выгоды", которые принесут незамедлительный благоприятный эффект для населения. Таким образом, эти проекты могли бы получить даже больше европейской поддержки в рамках инвестиционной платформы добрососедства (NIP) и возможно профинансированы частными инвесторами в рамках инвестиционного "связующего" окна нового механизма гарантий EFSD-Guarantee.

Со своей стороны, мы продолжим поддерживать реформы в Украине для обеспечения развития взаимосвязанного, мультимодального, интегрированного транспорта европейского уровня с низким уровнем выбросов.