На сегодняшний день практически каждый областной центр Украины имеет в своем распоряжении аэропорт. Преимущественно, все аэропортовые комплексы были построены во времена Советского Союза и достались нашей стране в наследство после распада последнего. Однако модернизированы были только единицы - это главные воздушные врата страны аэропорт "Борисполь", где постоянно происходит улучшение инфраструктуры, и аэропорты "Жуляны" (Киев), Харькова, Львова и Донецка - под проведение финальной части Евро 2012.
По данным Государственной авиационной службы, в Украине насчитывается 24 аэропорта. Однако эта цифра скорее номинальная и подлежит уточнению.
В связи с аннексией Крыма аэропорты Симферополя и Бельбека работают под другой юрисдикцией, а сложная социально-политическая ситуация на Востоке Украины вывела из строя аэропорты Донецка и Луганска. В то же время аэропорты Мариуполя, Николаева и Тернополя не имеют сертификата соответствия от авиационных властей Украины и не осуществляют операционную деятельность. Таким образом, в Украине функционирует всего 17 аэропортов.
Украина стремится создать рыночную экономику, поэтому стратегической целью должно быть не просто наличие аэропорта, а его успешное развитие в конкурентной среде. Поэтому, для определения необходимого количества аэропортов для страны необходимо определить факторы, от которых зависит успешность реализации таких инфраструктурных проектов.
Краеугольным камнем для развития аэропорта является размер и экономическое состояние зоны его покрытия (так называемая catchment area), которая определяет потенциал пассажиропотока и количества взлетно-посадочных операций воздушных суден. Как правило, зона покрытия аэропорта ограничивается радиусом 200-250 км, что соответствует приблизительно 1,5-2,5 часа езды на автомобиле до аэропорта. Эту зону можно расширить за счет комбинаций с другими видами наземного транспорта (автобусные и железнодорожные перевозки), маршруты которых составляются для подвоза дополнительных пассажиров с удаленных территорий под расписание самолетов.
На экономическое состояние зоны покрытия аэропорта влияет финансовый и экономический потенциал всех видов бизнеса региона, а также покупательская способность населения в зоне покрытия аэропорта. Законы экономики в авиации работают очень слаженно. Отдельно следует рассматривать туристическую привлекательность региона как движущую силу для развития пассажиропотока аэропорта.
Следующим фактором для успешного развития аэропорта является определение потенциальных авиаперевозчиков, которые могут выполнять полеты в/из аэропорта или стать базовыми для него, а также постоянная созидательная работа менеджмента аэропорта, направленная на привлечение этих перевозчиков. Идеальным развитием аэропорта являются совместные инфраструктурные проекты с авиакомпаниями, которые образуют синергию в развитии авиационного кластера в регионе.
Третий фактор, но не менее важный – это анализ степени конкуренции между аэропортами, а также остальными видами транспорта. Роль аэропорта в регионе зависит от того, каким является его техническое состояние, а также расположение по сравнению с непосредственными конкурентами.
Что мы имеем на сегодняшний день?
Пассажиропоток украинских аэропортов в 2015 году составил 10,7 млн пассажиров, 98% из которого обеспечили аэропорты "Борисполь", "Жуляны" (Киев), "Одесса", "Львов", "Днепропетровск", "Харьков" и "Запорожье".
Эти аэропорты имеют стратегическое значение для государства и составляют основу системы аэропортов Украины. Они расположены в разных частях страны, располагают своими зонами покрытия, которые практически не пересекаются и образуют полную зону покрытия территории государства. Очевидное наложение зон покрытия имеется у аэропортов "Борисполь" и "Жуляны" (Киев), а также аэропортов "Днепропетровск" и "Запорожье". Решением для первой пары аэропортов стало правильное позиционирование на рынке и ориентация на разные ниши пассажиропотока: "Борисполь" успешно реализует стратегию хаба, делая акцент на транзитный пассажиропоток и большого базового перевозчика, а "Жуляны" - на работу с низкобюджетными перевозчиками и бизнес авиацией, при этом создавая реальную конкуренцию главным воздушным вратам страны. Решением для второй пары аэропортов стало наличие базовых авиакомпаний – "Днеправиа" для Днепра и "Мотор Сич" для Запорожья, которые генерирует хоть и небольшой, но постоянный пассажиропоток. Кроме того, их относительно небольшая удаленность друг от друга позволяет в полной мере покрывать существующий спрос на авиаперевозки в регионе, поскольку они выступают отдельными субъектами в межправительственных соглашениях Украины.
Главными сдерживающими факторами развития украинских аэропортов остается состояние их инфраструктуры, которая требует значительных инвестиций, и конкуренция со стороны наземных видов транспорта.
Даже в аэропортах, которые были реконструированы под проведения финальной части Евро-2012, имеются проблемные вопросы с инфраструктурой и их решение требует дополнительных вложений. Что касается аэропортов Одессы, Днепра и Запорожья, то ресурс их аэродромов давно исчерпался и они требуют капитального ремонта.
Значительную конкуренцию внутренним авиационным перевозкам, а соответственно и региональным аэропортам, составляют железнодорожные и автобусные перевозки. "Укрзализныця" активно развивает скоростное сообщение между регионами, предлагая очень доступные тарифы для населения, которые зачастую являются экономически необоснованными, тем самым искривляя рыночную конкуренцию в транспортной отрасли. Себестоимость автобусных перевозок также позволяет предлагать пассажирам доступные тарифы и отнимать значительную часть пассажиропотока в регионах у остальных видов транспорта.
В сложившейся ситуации решением может стать разделение аэропортов на две условные группы: стратегические аэропорты и региональные (остальные). Главной задачей государства должна стать модернизация стратегических аэропортов, что позволит развивать пассажиропоток быстрыми темпами и привлекать новые авиакомпании, оперирующие современными типами самолетов. Далее, чем больше пассажиропоток будут генерировать стратегические аэропорты, тем большим будет потенциал для развития региональных аэропортов. Вторым этапом развития аэропортовой инфраструктуры должна стать модернизация остальных аэропортов, но исключительно после детального анализа потенциала аэропорта в совокупности с потенциалом экономического развития соответствующего региона, а также конкурентной среды.
В то же время, необходимо в максимально сжатые сроки восстановить аэропорты восточных регионов Украины после прекращения боевых действий для их скорейшей интеграции в транспортную систему страны, что поспособствует восстановлению экономики региона.
Таким образом, государству следует не гнаться за количеством действующих аэропортов, пренебрегая сертификационными требованиями и безопасностью полетов, а уделить внимание их качеству и запустить эволюционный механизм развития системы аэропортов Украины.