Перевозки по ж/д в Украине в 1 квартале 2015г упали на -25% г/г (до 76,2 млн тонн). Стремительное снижение грузоперевозок началось с июля 2014г – из-за эскалации военного конфликта на востоке Украины. В результате, с июля 2014г по март 2015г ежемесячная отправка грузов ж/д транспортом осуществляется на уровнях ниже соответствующих месячных минимумов 2005-2014гг.

1

Транзит грузов в целом упал на 19% (большая часть этих грузов идут из России). Но несмотря на критичное снижение объемов ж/д перевозок, в первом квартале наблюдается и три позитивных изменения в структуре перевозок по направлениям, не последнюю роль в которых сыграла именно Россия:

1. На 26% г/г увеличился транзит российского угля. В основном перевозился энергетический уголь, а потоки распределялись следующим образом: 70% пришло в украинские порты, остальные 30% –через сухопутные погранпереходы в Словакию, Польшу, Молдову. Рост наблюдался по всем направлениям: +18% г/г приросли поставки российского угля в порты и практически удвоился сухопутный транзит. 

2. На 20% г/г увеличился транзит российского ЖРС, через территорию Украины. 65% перевозок направлялось в Словакию, Польшу, Румынию; 35% - в украинские порты. Следует учесть, что транзит российского ЖРС всегда осуществлялся скачками, и в данном случае результаты второго квартала будут более показательными.

3. На 14% г/г увеличился экспорт украинского ЖРС, что произошло за счет падения потребления железорудного сырья украинскими металлургическими комбинатами, в основном в зоне АТО. Хотя, рост экспорта ЖРС в 14% не очень радует на фоне снижения экспорта черных металлов скорее негатив (-28% г/г по итогам 1 квартала 2015г).

Очевидно, Украина и дальше под давлением политических факторов будет терять российский грузопоток - основной источник украинского транзита. Но, не смотря, на политику остаются объективные рыночные предпосылки для существования транзита через Украину. Вопрос только в том, на сколько они долгосрочны.

2