Корень проблемы - распоряжение № ЦЦ Тех - 5/855 от 25.11.2016 г., которым УЗ обязала свои подразделения выполнять в первую очередь ремонт вагонов УЗ. А ремонты вагонов других собственников - осуществлять после ремонтов грузовых вагонов ПАО "Укрзализныця".
Любые административные (внерыночные) барьеры - это усложнение работы и создание условий для коррупции. Давайте учтем, что в нормативной базе и практике УЗ нет типовой формы договора на проведение ремонтов грузовых вагонов (утвержденной приказом Мининфраструктуры), как правило отсутствуют установленные сроки выполнения работ, обоснованных калькуляций и т.п. Все это порождает коррупцию в вагонных депо и дискриминационный подход к участникам рынка грузовых перевозок.
Чем же провинились собственники (операторы) вагонов перед УЗ?
При том, что они выполняют требования Устава железных дорог Украины и Правила эксплуатации приватных вагонов в полном объеме.
- Заключили договоры с железными дорогами.
- В полном объеме (и даже с предоплатой) оплачивают выполненные работы.
- Более того - собственники (операторы) за собственный счет покупают и доставляют материалы и детали для ремонта вагонов, отсутствующие у ремонтников.
Возникает вопрос: почему только со стороны собственников (операторов) приватных вагонов должно быть понимание ситуации? А со стороны железной дороги? Где паритетность и равный доступ к инфраструктуре общего пользования, в данном случае - ремонтным услугам? И какое же это партнерство, если монопольное положение, диктат и принцип "своя рубашка ближе к телу" для УЗ - превыше всего?
Распоряжение, о котором шла речь выше, не отвечает принципам государственно-частного партнерства. По сути, это - неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность собственников (операторов).
Более того, такие решения и действия УЗ угрожают реализации обязательств, принятых на себя Украиной в соответствии с Директивами ЕС по транспорту и Соглашением об ассоциации с ЕС в части равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Не соответствуют европейским принципам регулирования транспортной отрасли, не обеспечивает конкурентоспособность на рынке грузовых железнодорожных перевозок.
Убрать преграды в допуске частных вагонных компаний к сервисам и инфраструктуре общего пользования, как это предусмотрено европейскими директивами, возможно.
Для этого нужно исключить "ручное управление" ремонтными предприятиями со стороны руководства УЗ.
Установить простые и понятные, стандартизированные условия обслуживания участников рынка перевозок.
В поле нормативных актов необходимо:
- Отменить распоряжение № ЦЦТех - 5/855 от 25.11.2016 г. Оно обязывает региональные филиалы, ВРЗ и Центры АО "Укрзализныця" в первую очередь выполнять ремонт вагонов филиалов, подчиненных УЗ.
- Запретить АО "Укрзализныця" в дальнейшем принимать распоряжения об ограничении доступа владельцам железнодорожного подвижного состава и частным операторам грузовых железнодорожных перевозок к вагоноремонтными предприятиями (вагонными депо) АО "Укрзализныця", расположенных на полигоне эксплуатации таких вагонов.
- Разработать и довести до выполнения региональным филиалам АО "Укрзализныця" типовой договор на ремонты частных грузовых вагонов. В документе должны быть указаны обязанности депо, сроки выполнения работ, ответственность за нарушение графиков (сроков) ремонта частных вагонов и/или односторонний отказ от выполнения принятых по договору обязательств.
- Установить прозрачные, обоснованные объемы работ и цены на ремонты в вагонных депо АО "Укрзализныця".