Прежде всего, необходимо сказать, что решение о прекращении пассажирского ж/д сообщения в целом правильное и своевременное. Ведь среда пассажирского вагона либо же вагона пригородного поезда - идеальное место для распространения очень вирулентного вируса. Особенно, принимая во внимание тот факт, что температура за окном все еще остается низкой, соответственно окна в вагонах не открыты и воздух фактически циркулирует внутри. Более того, пассажирский поезд, а с ним и вирус (если они проник в состав с пассажиром) за сутки преодолевает более 1000 км. В вагоне пересекаются абсолютно разные слои населения – так что этот шаг можно считать серьезной преградой для распространения заболевания.
Данный случай - первый за годы независимости Украины, когда пассажирское движение отменено полностью. До этого были частичные ограничения: мы помним 2013 год - тогда было прекращено по техническим причинам курсирование скоростных поездов, но в то время производитель с группой ученых в кратчайшие сроки устранили неисправности и вернули поезда на линию. Так же частично было отменено сообщение с оккупированными территориями Крыма и Донбасса. Так что УЗ имеет небольшой опыт действия в таких ситуациях, которые являются шоковыми, и сейчас мы наблюдаем достаточно грамотные шаги менеджмента. Но полное сворачивание, повторюсь, - это впервые.
Прекращение пассажирского сообщения не означает автоматического обнуления затрат на них.
На сегодня пассажирские перевозки приносят 10-12% выручки компании, поэтому, безусловно, их потеря негативно скажется на общем финансовом состоянии УЗ. Более того, прекращение пассажирского сообщения не означает автоматического обнуления затрат на них. Ведь, если мы говорим, например, о вокзалах - их невозможно закрыть полностью на ключ, а сотрудников отправить в неоплачиваемый отпуск - все равно компания будет нести затраты на поддержание их на минимальном технологическом уровне - отопление, охрана, уборка. И эти затраты никак не будут покрываться, ведь перевозки не осуществляются. Такая же ситуация и с подвижным составом - вне зависимости от того, курсирует поезд или нет, вагоны все равно охраняются, там присутствуют проводники и т.д. Одним словом, с финансово-экономической точки зрения это - тяжелый удар для компании.
По локомотивному парку - тут неоднозначная ситуация. Ведь, если мы говорим об электровозах, то большинство пассажирских перевозок обеспечивают пассажирские электровозы серии ЧС (ЧС4 и ЧС8 для полигонов переменного тока, ЧС2 и ЧС7 - для постоянного), и эти электровозы невозможно использовать для ведения грузовых составов. Да, в пассажирском хозяйстве в разные периоды привлекается от 30 до 70 грузовых электровозов - эти локомотивы должны вернуться в пассажирское движение и здесь можно наблюдать небольшой плюс для грузоперевозок, хотя это количество незначительно на общем фоне. Другое дело - тепловозы: в пассажирском движении используют тепловозы двойного рода службы и они, безусловно, смогут быть задействованы в грузоперевозках. Резюмируя, можно сказать что грузоперевозки чисто теоретически могут выиграть, но выигрыш будет весьма сомнительный.
Но тут есть и обратная сторона медали: например, пригородные поезда используются для подвоза рабочих от мест проживания к местам работы - так называемые рабочие электрички. И очень многие железнодорожники пользовались этим подвижным составом для доезда на работу/с работы. И сейчас возникает вопрос, каким образом доставить, например, путейцев на "окна", либо же вагонников и составителей на удаленные станции. Особенно это характерно для больших промышленных узлов - Криворожского, например.
Искать выгоды было бы, наверное, не совсем этично. Но я очень надеюсь, что время остановки будет использовано с пользой.
В наш дом пришла беда, и искать выгоды было бы, наверное, не совсем этично. Но я очень надеюсь, что время остановки будет использовано с пользой - приведены в порядок вагоны, проведена в плановом режиме подготовка к летним перевозкам. Очень важно в данной непростой ситуации защитить права сотрудников - четко в соответствии с КзОТ.
Самое важное - УЗ вернет полную стоимость билетов пассажирам отмененных поездов. Это можно будет сделать в течение месяца от даты плановой отправки поезда. Поэтому огромная просьба к пассажирам - не бежать на вокзал и в панике сдавать билеты. Во-первых, пассажиры ничего этим не добьются из-за банального отсутствия наличных денег в кассах (сейчас идет лишь возврат - билеты не продаются), а, во-вторых, люди такими действиями только усугубляют эпидемическую ситуацию, создавая угрозу жизни и здоровья как своей, так и окружающих.