На прошлой неделе я был в Одессе и выступал на Ukrainian Ports Forum 2018. Организаторами выступили Администрация морских портов Украины (АМПУ) совместно с Центром транспортных стратегий. Цель мероприятия — рассказать о прогрессивной стратегии АМПУ до 2030 года и создать платформу для рабочего диалога между этой организацией, представителями правительства, портовой индустрии и ее пользователями.

СКМ — крупнейший грузоотправитель Украины, поэтому порты, их развитие и эффективность очень важны для нашего бизнеса. Активы СКМ расположены в 7 странах, мы работаем в 13 секторах экономики. Ежегодно через украинские порты СКМ отправляет более 25 млн тонн груза. Украина конкурирует на внешних рынках, поэтому для того, чтобы экономика страны становилась сильнее, конкурентоспособнее, порты должны быть способны конкурировать на мировом уровне как по стоимости, так и по качеству услуг.

Как крупнейший грузоотправитель мы заинтересованы в справедливых портовых сборах и их конкурентоспособности. Тем не менее, сейчас сборы в портах Украины одни из самых высоких в мире.

Хочу привести пример того, как тарифы влияют на конкурентоспособность. Для импорта и экспорта коксующегося угля и железной руды СКМ использует самые крупнотоннажные суда. Судно одного и того же размера при заходе в бразильский порт платит в 4,5 раза меньше портовых сборов, чем при заходе в украинский порт. Когда судно класса Capesize заходит в бразильский порт, сборы составляют 83 тысячи долларов, а в украинский (порт "Южный") — 430 тысяч долларов. Сборы в "Южном", в среднем, в 4 раза выше, чем в других черноморских портах. Высокая стоимость судозахода сдерживает экономический рост и тормозит конкурентоспособность бизнеса в Украине и для экспортеров, и для импортеров.

Поэтому СКМ поддерживает курс АМПУ и правительства на оптимизацию тарифов на портовые сборы и создание более конкурентных и справедливых условий логистики для бизнеса в украинских портах. В этом направлении уже удалось достичь определенного прогресса: в начале года портовые сборы были снижены на 20%.

СКМ, как и все грузоотправители, также заинтересована в том, чтобы транспортная инфраструктура в Украине развивалась активными темпами, в том числе автодороги, железная дорога и порты. Об этом говорил министр инфраструктуры Владимир Омелян в ходе презентации амбициозной стратегии развития на период до 2030 года. Для ее полной реализации необходимо 60 млрд долларов. У Украины уже есть успешные примеры инвестиций в развитие портов. В прошлом году государство инвестировало в дноуглубление канала и акватории у 5-го и 6-го причалов в порту "Южный". Сегодня это самые глубокие причалы не только в Украине, но и в Черном море, которые позволяют грузиться самым глубоководным судам, в том числе и судам с грузами СКМ. Эти инвестиции в дноуглубление государство уже окупило благодаря получению дополнительных портовых сборов. Кроме того, в порту "Южный" государство инвестировало в еще один проект — с нуля создана глубоководная акватория и канал для нового зернового терминала. Бизнес заинтересован в том, чтобы подобных проектов было больше и государство смелее инвестировало в проекты, повышающие эффективность и производительность украинских портов.

Портовую отрасль нельзя трансформировать только благодаря усилиям государственного сектора. СКМ готова помогать государству развивать инфраструктуру на основе государственно-частного партнерства. Мы будем поддерживать и инвестировать в любые формы государственно-частного партнерства, сформированные в соответствии с прозрачными правилами и условиями, которые предложит государство. Лучшие международные практики доказали, что инвестиции в портовый сектор — это всегда новые технологии и оборудование, более высокая скорость погрузки судов, эффективное управление и развитие персонала. Пилотные проекты концессий уже реализуются в украинских портах "Ольвия" и "Херсон", при этом на модернизацию этих двух портов частным бизнесом были выделены миллионы долларов.

Один из ключевых принципов государственно-частного партнерства — оно должно быть выгодно бизнесу, государству и обществу в целом. Сотрудничество должно основываться на взаимном уважении и международном опыте. В нашем случае международные практики показывают, насколько это эффективно и выгодно государству, когда грузовладелец управляет терминалом. Такой подход отлично работает у ключевых конкурентов Украины в сфере добычи и переработки природных ресурсов – в Бразилии и Австралии.

Украинские порты могут гордиться успешным опытом работы зерновых терминалов, принадлежащих ведущим зернотрейдерам. Однако самое главное, что ждет бизнес от власти при создании проектов государственно-частного партнерства — это равные и прозрачные условия, взаимные обязательства и ответственность. СКМ заинтересована в высокой конкуренции, применении международных стандартов портовых услуг, равных условиях для всех участников рынка. На мировых рынках необходимо конкурировать на мировом уровне, и для решения этой задачи СКМ готова стать крупным инвестором, который способствует трансформации портов и инфраструктуры Украины.

0