На днях, в своем ежегодном послании к парламенту, президент Украины Виктор Янукович высказал мысль о необходимости создания уже в текущем году Национальной комиссии по регулированию транспорта. И очень печально, что главе государства пришлось напоминать об этом фронте работ профильным чиновникам. Ведь еще в январе 2012 года Кабмин подал в парламент законопроект о данном органе, однако отозвал его обратно в апреле того же года.

И нет сейчас смысла пространно анализировать документ годичной давности. Так как есть вещи более высокого порядка. А именно -- судьба хода реформ в транспортной отрасли.

Что же сегодня происходит? И что происходило последние несколько лет в плане переформатирования и изменения концепции? Однозначно была борьба. Она дала возможность не столько изменить сегменты важных рынков, сколько узнать о них правду и сделать ее предметом обсуждения профильных специалистов и заинтересованных лиц.

Отсюда вытекает второй вопрос. Чего же все эти годы не хватало? Ведь концепций и планов было в избытке, много было высказываний и намерений. Однако, однозначно не хватало еще одного мощного административного игрока, который бы мог независимо обсчитывать происходящее и давать свои суждения.

Да, роль Нацкомиссии по транспорту потом будет состоять в выведении справедливости с тарифах. А сегодня ее роль гораздо более важна, чем в будущем – она должна стать активным игроком происходящей реформы.

Присмотритесь внимательнее к происходящему сегодня. Как идут изменения в сегментах? Специалисты пишут неплохой проект. Весомые игроки рынка и чиновники оказывают ему некую благосклонность. Принимаются и начинают работать первичные документы.

Но где радостная картина завершения большого дела? Ее нет. Эпизодичный характер реформ и их спонтанное замораживание на средине пути раздражают  уже очень многих.

Почему так происходит? Да потому, что как только большая реформа какого-то транспортного сегмента начинает значимо влиять на другие отрасли, возникает волна большого сопротивления. Сначала на «праведный бой» с ущемлением своих интересов поднимаются предприятия. Во второй волне прогрессивная общественность, которая видя скандал, спешит «не дать олигархам все поделить». 

И создается тупик. Потому что с одной стороны мы видим экспертов, чиновников и операторов, которые хотят развить рынок. С другой, мы видим опасающихся за будущее клиентов. Больших и малых с примкнувшими к ним неспокойными избирателями. Силы действий разных сторон оказываются равны, прогресс покидает ситуацию – законопроекты футболятся по комитетам, постановления, кадры и идеи движутся в сумбурном порядке, активисты рисуют плакаты.

Именно в таком деструктивном тупике, например, много лет находился ныне, к счастью, принятый закон о портах. Сегодня, так увязли реформа железной дороги и автодорожного хозяйства. 

В чем же выход? Он есть и он четко указан в послании главы государства депутатам и чиновникам. Нужно скорейшим образом создавать Национальную комиссию по регулированию транспорта с тем, чтобы противоборствующие стороны в транспорте, получили цивилизованную площадку для экономических дискуссий. Как о текущем моменте, так и о всевозможных перестройках.

Важность задачи поставленной Виктором Януковичем, становится тем более очевидной, если обратить внимание на примеры работы Нацкомиссий в Украине. Наиболее яркий из них – это Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики. Энергосектор – сфера сложная, запутанная и не менее важная, чем транспорт.

Однако, благодаря ее работе степен прозрачности энергоотрасли в разы лучше,  чем транспорта. Так же она помогает отлично находить баланс между интересами частных и государственных игроков, других заинтересованных сторон. 

Вот обратите внимание на такой факт. Каждый год и в электроэнергетике, и в транспорте идет объективно необходимый рост тарифов. Но только если в энергетике он проходит тихо, ведь любой может видеть его обоснованность до последней копейки благодаря работе НКРЭ, то в танспорте, каждая волна роста тарифов – это скандал на всю страну с криками о коррупции и издевательстве над людьми.

Чего же удивляться, что и скорость и восприятие обществом важных реформ в двух важных отраслях тоже разная.