Согласно данным Речной информационной службы о перевозках по Днепру за первое полугодие 2018г. объем перевозок вырос на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017г. Если учесть, что навигация в этом году открыта на неделю позже, а значит речники могли работать на неделю меньше, чем в 2017г (-6%), то картина кажется и вовсе радужной.

001  

Есть рост перевозки нефтепродуктов, а снижение объемов перевозки зерновых и черных металлов можно практически полностью отнести на счет более короткой навигации. К тому же, в 1п2018г совершено 5785 рейсов, что на 10% больше, чем в 1п2017г.

Однако не все так просто. Если взглянуть на структуру перевозок, то ситуация выглядит совсем не такой оптимистичной:

Во-первых, в 1п2017г по Днепру было перевезено более 1000 контейнеров, в этом году - ни одного.

Во-вторых, основной прирост перевозок в этом году произошел за счет группы грузов под названием "Строительные материалы и другие грузы". Как известно, большую часть этой группы составляют перевозки песка, намываемого в Днепре.  

В результате, в этом году доля высокомаржинальных грузов снизилась, а объемы перевозки песка составляют более половины грузовой базы. С учетом полного ухода контейнеров с реки на другие виды транспорта, вырисовывается тревожная картина: мы растем в основном за счет изначально "речных" грузов - тех, которые не могут перевозиться иначе. В то же время, новые грузы из прилегающих к Днепру регионов практически не привлекаются.

002

В 2017г при поддержке посольства Голландии и МФО был завершен ряд проектов по многогранному исследованию текущего состояния, грузового потенциала внутренних водных путей в Украине и перспектив их развития. ЦТС-Консалтинг в составе команды международных экспертов занимался непосредственно изучением текущего грузового потенциала и разработкой прогноза его развития.

На основании исследования можно утверждать, что у Днепра есть значительный грузовой потенциал - около 30 миллионов тонн ежегодно с перспективой к дальнейшему росту. Однако этот потенциал не будет реализован без всесторонней государственной поддержки внутренних водных путей в правовой, публичной и экономической сфере. Причем, зачастую необходимы шаги, совсем не требующие прямых безвозвратных госзатрат. Это, например, программы стимулирования национального судостроения, программа популяризации водного транспорта, повышение привлекательности украинского речного регистра для судовладельцев, и другие меры, детально описанные в отчете, подготовленном по результатам исследований.

Одним из важных пунктов этой программы является принятие многострадального закона О внутреннем водном транспорте. Достаточно сказать, что одним из необходимых условий инвестиций в реконструкцию речной инфраструктуры ЕИБ назвал принятие этого закона, где будут обозначены источники финансирования реки.

Поэтому, рост перевозок в 1п2018г - это очень хорошо, но рассчитывать на то, что украинское речное судоходство будет развиваться и дальше "само по себе" было бы большой, если не сказать критической, ошибкой. Если мы сейчас упустим время и на волне роста перевозок не будут предприняты четкие, уже прописанные шаги, мы рискуем к 2030 году получить сплошной песок в речных перевозках.