На площади напротив Кабмина в разгар рабочего дня многолюдно: автоперевозчики из Киева и регионов приехали под здание правительства "сдавать на металлолом" свои маршрутки после заявлений министра о жестких требованиях к автомобильному парку перевозчиков. И правда, на Грушевского сегодня - весь цвет украинского общественного транспорта: "Богданы", "Эталоны", "Спринтеры".
Правда, большинство без опознавательных табличек, и лишь по номерным знакам можно определить, откуда приехала та или иная маршрутка. Подавляющее большинство - из Киева и Киевской области. Вот, например, маршрутка столичного торгового центра "Лавина". Бесплатная. С баннером о метро на Троещину.
Впрочем, есть здесь и представители регионов. Самая большая "группа поддержки" - из Винницы. Винницкие маршрутчики активно делают сэлфи на фоне Кабмина и журналистов. На площади играет "Скрябин" и "Океан Эльзы" и атмосфера в целом больше напоминает праздник, нежели протестную акцию. В целом, у здания Кабмина собралось от силы человек 150 протестующих, из них добрая половина - пенсионеры. Еще человек 100 - полиция. От журналистов бабушки и дедушки шарахаются. Организаторы акции говорят, что это административные работники транспортных предприятий и просто активные граждане, которым небезразлична судьба украинского транспортного бизнеса.
Подхожу к группе маршрутчиков, чтобы расспросить, что привело их в такую нелетную погоду в Киев. Если в двух словах, позиция простых владельцев и водителей автобусов состоит в том, чтобы им дали возможность работать без опасения, что в один прекрасный момент на их маршруты по решению чиновников, в обход конкурса, могут быть назначены другие перевозчики. Впрочем, не все могут сформулировать цель своего визита настолько четко.
Наконец, нахожу соорганизатора акции.
"Автоперевозки в Украине практически уничтожены. Мало того, что он (министр Омелян - ред.) не помогает в развитии этой отрасли, он делает все возможное, чтобы загубить эту отрасль. Пытается завести несколько зарубежных компаний-перевозчиков и отдать им маршруты, чтобы они тут зарабатывали вместо того, чтобы работать на тех людей, которые ему, в принципе, платят зарплату", - рассказывает глава общественной организации "Стоп нелегал" Денис Шинкаренко.
По его словам, отечественные перевозчики не возражают против новых комфортабельных автобусов, но в таком случае им необходимы выгодные условия обновления своего парка.
"Никто не против хорошего сервиса, - говорит Шинкаренко. - Но министр должен думать над тем, чтобы развивать украинский бизнес, а не польский либо азербайджанский".
По словам активиста, в Одессе уже стоят 200 автобусов азербайджанского перевозчика, готовые выйти на маршруты, как только получат "отмашку" сверху.
Во время нашего разговора к Шинкаренко несколько раз подходят бабушки-участницы акции протеста. Содержание разговора расслышать не пытаюсь, да мне и не нужно: на площади периодически ведется "перепись" участников. Такое здесь видели уже не раз. Как и костюмированные шоу. Особое внимание привлекает "палач", с удовольствием позирующий на камеру.
Вероятно, он сменил "железного дровосека", дежурившего у импровизированной ракеты "OmeLoop" (да-да, поезд Hyperloop здесь предстал именно в виде космической ракеты).
"Рад, что идея пошла в массы и, по меньшей мере, новое слово "Гиперлуп" вошло в украинский лексикон. Единственное что, хотел бы заметить, что это не ракета, а капсула в вакуумной трубе. Верю, что когда-то и реформы в Украине можно будет делать без сопротивления "воздуха". Странно, когда маршрутчики требуют отставки за реформу, в результате которой им не нужно платить взятки, а честно конкурировать на рынке качеством услуг и ценой. Или это ли не маршрутчики? По крайней мере, полиграфия качественная и дорогая", - сиронизировал по этому поводу у себя в Facebook министр Владимир Омелян.
А на вечер организаторы акции подготовили высокопоставленным зрителям из Кабмина файер-шоу. Пока не с коктейлями Молотова, конечно. Говорят, собираются сжечь маршрутку. Так что киевляне, которые сегодня по дороге с работы будут проходить по Грушевского, могут даже запечатлеть сей наполненный символизмом момент.