Доля Восточной Европы во внешнеторговом обороте Китая составляет всего 1,5%. По данным Еврокомиссии за 2015 год, доля Европы в общем торговом обороте Китая составила около 15%, при этом на страны Восточной Европы приходится всего 10% этого объема.

111111

Что не удивительно, т.к. восточноевропейские страны могут заинтересовать Поднебесную не столько, как полноценные торговые партнеры, сколько, как транспортные хабы, поэтому и сосредотачивается она в этом регионе именно на различных транспортных инфраструктурных проектах. Одним из наиболее масштабных и нашумевших проектов является индустриальный парк (ИП) "Великий камень" в Беларуси.

Потенциал "Великого камня" неразрывно связан с развитием Шелкового Пути. Этот парк удобно расположился в 25 км от Минска, в непосредственной близости от аэропорта, железной дороги и трассы М1 Москва-Берлин, имеет возможность прямого сообщения с клайпедским и рижским портами, да и тот факт, что большая часть поездов из Китая сейчас проходит через Минск, явно играет на руку китайско-белорусскому проекту, особенно в свете нарастающего ажиотажа вокруг Шелкового Пути.

Но, кроме удачного расположения, ИП, в первую очередь, должен стать эпицентром инноваций в стране, во всяком случае, так утверждают белорусские чиновники. И тут возникает вопрос, кто же возьмет на себя ответственность за реализацию этого проекта и финансирования всей сопутствующей инфраструктуры.

Большая часть затрат на строительство индустриального парка покрывается китайской стороной. Основными источниками финансирования этого проекта являются средства управляющей компании, технико-экономическая помощь Китая, кредиты от китайского ЭКСИМ-банка, обеспеченные уставным фондом китайского-белоруской компании по развитию парка (68% акций которой принадлежат китайской стороне), и меньше 4% финансируется за счет бюджета Белоруссии.

Несмотря на то, что церемония закладки первого камня прошла еще в июне 2014 года, обещанной белорусами базовой инфраструктуры в заявленные сроки явно не предвидится, несмотря на громкие заявления о галопирующих темпах строительства. Более того, от китайской стороны все чаще стали звучать жалобы о завышенных требованиях для потенциальных инвесторов, как результат, за два первых квартала 2016 года у парка так и не появилось ни одного нового резидента.

Реально строиться начал только логистический комплекс корпорации China Merchants Group. И хотя по состоянию на конец первого полугодия 2016 у "Великого камня" уже было 8 зарегистрированных резидентов, среди которых такие монстры, как Huawei и ZTE, реально строиться начал только торгово-логистический комплекс корпорация China Merchants Group, при чем, так и не дождавшись, той самой базовой инфраструктуры. Как мне кажется, очень показательным в этой ситуации является комментарий временно исполняющего обязанности руководителя ГУ "Администрация Китайско-белорусского парка "Индустриальный парк "Великий камень" Александра Ярошенко: "Видимо, их бизнес-план выстроен так, что сроки важнее этих дополнительных издержек".

Строительство инфраструктуры и развитие Шелкового Пути нужно не только КНР, но и странам-мостикам между Китаем и Евросоюзом, вроде Беларуси и Украины, для которых подобные проекты смогут стать хорошим толчком не только для увеличения транзитного грузопотока, но и развития собственной логистической инфраструктуры. Тем более, что КНР готова вкладывать деньги и даже мириться со "спецификой" работы и всеми сопутствующими рисками в данном регионе.

Подтверждением этому может служить недавняя новость то том, что Китай сам предложил Украине привлекать финансирование из Фонда Шелкового пути для развития своей инфраструктуры. Так что Украине, как говориться, нужно "ковать железо, пока горячо", если мы все еще хотим стать полноценным участником Шелкового Пути. Для Украины это подразумевает ряд сопутствующих приятных бонусов, в виде увеличения грузопотока и значительного улучшения логистической инфраструктуры, принимая во внимания опыт соседней Белоруссии со всеми его плюсами и минусами.