Проблемы и вызовы

Война полностью разрушила привычное понимание логистики, а понятие налаженных цепей поставок осталось в прошлом – том, которое мы помним до 24 февраля. Сейчас порты закрыты, авиационное сообщение отсутствует, а логистические маршруты приходится регулярно перестраивать.

Волонтеры сталкиваются в этом плане с ощутимыми трудностями. Многие из них, в принципе, ранее не имели опыта в этой отрасли, присоединившись к ней на волне общего патриотического порыва и понимания важности данного дела. Такие люди несут двойную нагрузку. Во-первых, им приходится знакомиться с отраслью и узнавать немало сложной информации, на ходу получая новый опыт. Во-вторых, это знакомство происходит в неблагоприятных условиях. В-третьих, важность сферы логистики даже в военное время остается неоспоримой. Поэтому люди чувствуют большую ответственность. Тем не менее, вера в победу и понимание значимости прикладываемых усилий мотивирует работать самоотверженно и старательно.

Новый формат логистики гумманитарных грузов

Логистика гуманитарных грузов в таких масштабах, как сейчас, в принципе, является чем-то новым для Украины. И именно она сейчас приоритетна. Сейчас многие компании готовы содействовать в доставке таких грузов бесплатно. Покрыть следует только расходы на топливо. В этом плане многие представители бизнеса сплотились. Соответственно, логистика не всегда является очень дорогой. Хотя, скачок цен на топливо тоже наложил свой отпечаток на эти процессы. Тем не менее, унывать не приходится – работы много.

На сегодняшний день в построении таких логистических цепочек уже наработан опыт в том, как удачно собрать партию, учесть требования к транспортировке отдельных групп товаров (например, продуктов питания или медикаментов), уточнить все необходимые нюансы и обменяться контактами. Сейчас многие из этих процессов уже доведены до автоматизма, хотя в начале войны приходилось выстраивать алгоритмы работы.

Что касается трудностей, они связаны дефицитом транспорта, лимитами на приобретение топлива, опасностью отдельных маршрутов, дефицитом складов для хранения продуктов. Это кардинально новые условия для всей украинской логистики. Адаптироваться к ним непросто.

Защита грузов от злоумышленников

Лучше всего в этом плане защищает, если выстраивать систему взаимодействия на надежных личных контактах. Сейчас с этим гораздо проще. Все, кто хотели присоединиться к данному процессу, в большинстве случаев это сделали. Прошло почти 3 месяца войны. Сейчас каждый понимает, хочет ли он принимать участие в этом виде деятельности. Наработано достаточно много нужных контактов. Это дает больше уверенности, чем в первые дни российского вторжения.

Законодательство и логистика

Мы не видим в деятельности Одесского координационного гуманитарного штаба затруднений, которые упирались бы в какие-либо законодательные нюансы. Взаимодействие волонтеров и властей, всех неравнодушных людей – на высшем уровне. Если в нашей работе и возникают какие-либо трудности, то они имеют более практический характер и связаны с особенностями доставки конкретных грузов. В законодательном контексте вряд ли стоит искать подвох. В принципе, сейчас нормативно-правовую базу достаточно быстро адаптируют под объективные реалии и потребности, связанные с логистикой гуманитарных грузов.

Репутационные вопросы и скандал в Одесском координационном гуманитарном штабе

Если говорить об институте репутации в Украине, то очень хорошо, что сейчас он заработал, как следует. Нужно уметь признавать ошибки, делать выводы и осознавать последствия допущенной халатности и недоработок. Вместе с тем, мне не очень импонирует принцип коллективной ответственности. Штаб работает, а руководство делает серьезные выводы, как не допустить в будущем ситуаций, когда портится большое количество продуктов. Сейчас идет этап аналитики причин и следствий случившейся ситуации. Однако произошедшая проблема не должна перечеркнуть всю работу штаба. Как и виновные в произошедшем не должны стать причиной того, чтобы тень упала на непричастных.