На карте мира, кроме Украины, есть еще регионы, так называемого, "вечно растущего потенциала", а именно страны Латинской Америки, которые по многим критериям весьма сопоставимы с нами. Это такие же экспортоориентированные сырьевые экономики с многообещающими рынками и процветающей коррупцией. Чтобы парализовать неугодный проект, в ход там пускается затягивание принятия решений, тонны исков и продолжительные судебные тяжбы. Знакомо, да? Вот и Китаю пришлось "насладиться всеми прелестями" сотрудничества с таким странами-партнерами.
Последние годы то и дело звучали новости об амбициозных проектах Поднебесной в Латинской Америке: постройка железнодорожного "сухого канала", соединяющего Карибский бассейн и Тихий океан, запуск мега-проекта железной дороги через Бразилию и Перу, постройка ж/д альтернативы Панамскому каналу, список можно продолжать. О серьезности намерений КНР можно судить уже хотя бы потому, что договариваться за них ездили не просто рядовые компании, а высшее руководство страны. Никто не ожидал, что один за другим китайские инвестиционные проекты станут разбиваться о латиноамериканские реалии.
Так осенью 2014, Мексике, как и недавно Украине, пришлось выбирать, с кем и против кого "дружить", хотя, можно сказать, что и выбора у нее особо не было. Уже некоторое время Америка активно переносит сюда свои производства, создает новые рабочие места, в общем, существенно поддерживает экономику Мексики, что делает ее, своего рода, экономической "заложницей" своего северного соседа. В такой ситуации позволить Китаю закрепить влияние над мексиканским транспортом было бы более чем опрометчиво, поэтому ей пришлось отказаться от почти 5 млрд. долларов китайских инвестиций для постройки скоростной железной дороги. Но свято место пусто не бывает, и транспортная система Мексики сейчас активно развивается за счет вливаний США, о чем свидетельствует экспансия американских ж/д компаний.
В то же время в Южной Америке в свете известий о серии коррупционных скандалов, угроз национализации предприятий (в том числе американских) и нарастающем социальном недовольстве, еще до недавнего времени одни из лидеров по количеству финансовых вливаний в этот регион, Мировой Банк и Межамериканский банк развития, стали терять свои позиции, существенно сократив объемы инвестиций, что позволило Китаю лишь усилить свое влияние.
В 2015 китайские инвестиции увеличились почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом, но основная часть пошла уже не на новые проекты, а на защиту старых. По иронии судьбы наибольший объем вливаний получили страны с наихудшей социально-политической обстановкой. Так, Бразилия, в которой не так давно разгорелся крупный политический кризис, приведший к импичменту президента, заполучила 10,6 млрд. долларов, а Венесуэла, в которой возросший уровень безработицы и инфляция спровоцировали нынешние голодные бунты, - 10 млрд. дол.
Очевидно, что Китай (и не только он один) все еще заинтересован в развитии транспортной системы Южной Америки, но количество проблем, с которыми ему пришлось столкнуться при реализации нескольких масштабных и весьма затратных проектов (таких как постройка канала в Никарагуа или скоростного железнодорожного сообщения в Венесуэле), а также высокие социально-политические риски (например, в Бразилии, где реализация инвестпроектов, лично согласованных президентом Дилмой Руссеф и премьер-министром Китая Ли Кэцян, оказалась под угрозой после ее импичмента) явно не способствуют повышению инвестиционной привлекательности южноамериканского региона. Вот и получается, что складывается интересная ситуация, когда денег вкладывается все больше, а вероятность реализации проектов все меньше.
Как пишет Atlantic Council, Украина сейчас тоже представляет большой интерес для международных инвесторов в виду своей богатой ресурсной базы, дешевой рабочей силы и выгодного географического положения. Но, несмотря на все ее преимущества, существует слишком высокие политические и юридические риски (очень напоминающие южноамериканские). Вдобавок ко всему, иностранным инвесторам также крайне сложно найти среди украинцев эффективных и надежных партнеров с долгосрочными стратегиями развития и ответственным отношением к своим обязательствам. Поэтому вся надежда на успешный процесс реформирования и подрастающее поколение менеджеров, разделяющих ценности развитых стран (умеющих играть по общепринятым международным правилам бизнеса и соблюдающих их), которым было бы не страшно доверить свои деньги, тем более что желающих более чем достаточно. А нам ничего не остаётся, кроме как надеется, что Украине все же удастся превратиться из страны, на которую возлагают большие надежды, в страну, которая эти надежды оправдывает.