В ходе небольшого, но насыщенного путешествия по штатам Оклахома и Канзас в рамках проекта L.A.B. нам (ЦТС и Мариупольской инвестиционной группе) удалось ненадолго заглянуть и в Канзас-Сити. Как оказалось, город этот (а если быть точным, как минимум два города) является знаковым с точки зрения транспортной логистики - здесь находится один из крупнейших железнодорожных хабов США.

000  

Но сначала немного географии. Не сильно посвященному читателю может показаться, что Канзас-Сити - это "столица" штата Канзас. Не скрою - я и сам так думал, пока не оказался "на местности". На самом деле, ситуация следующая... Крупнейшим городом штата является Уичито с населением около 360 тыс. человек (это также достаточно крупный университетский центр). Еще один важный центр штата - Манхеттен (местные в пику нью-йоркскому тезке называют его "Маленькое яблоко") - здесь находится Канзасский университет, Министерство сельского хозяйства Канзаса и еще ряд учреждений уровня штата. Административным же центром Канзаса является Топика - город, образовавшийся на том месте, где в середине XIX века первыми покорителями здешних прерий была организована паромная переправа через реку Канзас. Спустя пару десятков лет сюда стали прибывать пароходы, и речная логистика дала новый толчок развитию города. Интересно, что в Топике взымается налог с продаж в размере 12,5%, который ежегодно обеспечивает поступления в городскую казну в размере около 9 млн долл., и которые направляются конкретно на развитие инфраструктуры - дорог и мостов.

002

И, наконец, Канзас-Сити. Городов с таким названием аж два - один в штате Миссури, второй - в штате Канзас, а разделяет их одноименная река. Канзасский Канзас-Сити, как это не парадоксально, в три раза меньше своего миссурийского "собрата". Именно последний и является центром и ядром агломерации, в которую входит еще ряд небольших городов, которую в целом принято называть Канзас-Сити, и которая является одним из важных административных, торгово-финансовых, промышленных и транспортных центров США.

fk

Так вот о транспорте - расположение у слияния рек Канзас и Миссури само собой говорит о том, что в экономике городе не последнюю роль играют речные грузоперевозки - например, здесь грузят на баржи зерно и стройматериалы. Однако, по сравнению с ж/д и автотранспортом, роль реки весьма скромна - всего чуть менее 1 млн т грузов (по данным 2014 года), по сравнению с 217 млн т у автотранспорта и 40 млн т - у ж/д.

007

Что касается автотранспорта, то таким объемам грузов Канзас-Сити обязан своему географическому положению и тому, что через агломерацию проходят три "межштатных" хайвея (interstate highways).

07

И что до железной дороги - здесь тоже на руку сыграла география. Пять из семи крупнейших железнодорожных сетей США (Class I) проходят через Канзас-Сити. И хотя главным ж/д центром страны является Чикаго, через который ежедневно проходит около 37 000 вагонов, по тоннажу пропускаемых грузов на первом месте находится Канзас-Сити. В последнем так же проводится меньше погрузочной/разгрузочной работы, но лидерство по тоннажу объясняется тем, что здесь перевозится больше угля, зерна и других тяжелых насыпных грузов. Так, по найденной информации, уголь составляет более 53% объема грузов, перевозимых через ж/д узел в Канзас-Сити.

10

Выше называлось число 40 млн т грузов, перевезенных по ж/д в 2014 году. По другим данным, за 2009 год, объем железнодорожных грузов составил 65,5 млн т на сумму 100 млрд долл., из которых уголь составил около 37 млн т.

Свой взнос в объемы обрабатываемых на ж/д грузов вносят и пять мультимодальных терминалов.

004

А вот с пассажирскими ж/д перевозками, как известно, в США все гораздо скромнее. Местный центральный вокзал, Kansas City Union Station, пережил свой пик в конце Второй мировой войны, а в 1950-х был закрыт. Потом был восстановлен, но использовался не по профилю - как выставочный зал и концертная площадка. В 2000-х компания Amtrak начала использовать вокзал и по его прямому назначению - теперь отсюда пассажиры могут уехать на поезде в Сент-Луис, Чикаго или Лос-Анджелес. Рейсов всего четыре в день. По данным 2015 года, ежедневно вокзал обслуживал в среднем 421 пассажира.

11

А ретро-вагоны на фото также сегодня выполняют развлекательную функцию. Первый был построен в 1955 году, позже восстановлен - в нем расположен бар с панорамным обзором, второй вагон (1954 года) является спальным. Одна из местных компаний предлагает клиентам эксклюзивные поездки в исторических вагонах - там проводят деловые встречи, свадебные путешествия, устраивают прочие празднования.

001