В начале ноября с конвейера в Шанхае сошел первый разработанный в Китае пассажирский авиалайнер C919. В украинских СМИ информации о нем пока немного: C919 — проект первого китайского магистрального авиалайнера вместимостью 158 мест эконом-класса и дальностью полета до 4075 км. Проект реализуется COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China) с привлечением западных поставщиков. Первый пробный полет авиалайнера запланирован на 2016 год, а в коммерческую эксплуатацию самолет поступит только после тестовых полетов, которые будут проводиться в течение трех лет.
К каким изменениям следует уже сейчас готовиться всему рынку авиаперевозок?
Вполне вероятно, что уже сегодня мы стоим на пороге революционных изменений в сфере авиаперевозок, которые дадут новый толчок развитию отрасли, сравнимый с революцией в мире мобильных телефонов, начало которой положил Apple.
И вот почему: на сегодняшний день лайнеры двух компаний — Boeing и Airbus — составляют практически весь среднемагистральный парк крупных авиакомпаний. За несколько десятилетий эти авиагиганты фактически создали олигополию. Да, их продукты качественны, мир к ним привык. Но такое "равновесие" — это серьезный сдерживающий фактор для революционного прорыва и инноваций. Монополизировав рынок, Boeing и Airbus искусственно сдерживают развитие друг друга: каждый из них действует с оглядкой на своего конкурента, прекрасно понимая, что резкие движения могут только навредить их стабильной и незыблемой доле рынка.
Китайцы же намерены бесповоротно разрушить привычные правила игры, сложившиеся на авиационном рынке.
Так же, как в свое время компания Apple сместила рамки общепринятого, и гиганты вроде Nokia были вынуждены реагировать на те инновации, которые предложил Джобс. Представления потребителей о гаджетах изменилось раз и навсегда: кардинально поменялось представление не только о самом телефоне, но и о формате и задачах его использования.
Пусть с натяжкой, но подобную параллель можно провести и с ролью C919 в авиаперевозках. Появление третьего конкурента, грозящего подорвать устоявшуюся систему, как минимум вынудит Boeing и Airbus совершить качественный скачок в развитии своих продуктов. Да, возможно, пока нам не стоит ожидать вертикального взлета самолетов и сброса пассажиров в пункт назначения в воздушных капсулах, но, уверен, появление нового авиалайнера радикально изменит существующую реальность.
Для того чтобы отвоевать долю рынка, быть просто хорошим самолетом для C919 мало — авиалайнеру необходимо превосходить конкурентов. И у китайцев есть все, чтобы воплотить в жизнь эти амбициозные планы. Ведь СОМАС, занимающаяся производством новых лайнеров, — это государственная компания, которая будет пользоваться всей мощью Китая, а это и инновации, и агрессивный маркетинг, и жестокий, но эффективный демпинг.
И если вы все еще думаете, что выход нового игрока на рынок просто потеснит монополистов и уже тройка перераспределит между собой существующих клиентов, то я вас разочарую или, скорее, порадую. Изменения пойдут глубже и напрямую коснутся прежде всего пассажиров.
И причиной тому — финансовая сторона вопроса. Пассажирский самолет — приобретение дорогое, даже крупные авиаперевозчики прибегают к услугам лизинговых компаний, поэтому многие перевозчики, например, украинские, дополняют свои флоты не новыми, а подержанными самолетами, которые лизинговые компании отдают дешевле. До презентации китайского лайнера в отрасли не происходило ничего такого, что могло бы изменить текущую ситуацию. Теперь государственная китайская компания, выводя на мировой рынок одну из своих стратегических технологичных новинок, задействует весь инструментарий для того, чтобы сделать ее финансово привлекательной. Речь будет идти и о выгодных кредитных условиях, и о лояльных лизинговых программах, и о государственных программах.
Конечно же, эти действия приведут к тому, что китайские самолеты станут доступны большему числу перевозчиков, включая и небольшие авиакомпании. Что повлечет за собой усиление конкуренции на рынке авиаперевозок. Как следствие — авиакомпании в борьбе за пассажира будут вынуждены снижать тарифы. Кроме того, можно ожидать расширения географии полетов, потому как малые авиакомпании, имея новые борта и не имея возможности встать на наезженные трассы, начнут осваивать новые маршруты. Ну и, конечно же, в связи с "омоложением" авиафлота пассажиры могут рассчитывать на более комфортабельные условия путешествий.
И то что COMAC уже получил заказ на 517 самолетов от 21 заказчика, абсолютно четко демонстрирует, что рынок авиаперевозок стоит на пороге существенных и бесповоротных изменений.