Девальвация гривны и несколько этапов повышения ж/д тарифов Укрзализныцей кардинально поменяли расстановку сил в конкуренции видов транспорта агрологистики Украины. В результате, автотранспорт получил дополнительные преимущества для наращивания доли рынка, а речные перевозки перестали быть самым дешевым видом транспорта.

Зерновые грузы всегда были интересными для анализа логистической составляющей, ведь для их перевозки применимы практически все виды транспорта, включая контейнеры и речной транспорт.

Ранее можно было говорить об определенной сегментации рынка перевозок зерновых: автотранспорт обслуживал доставку с поля на элеваторы или непосредственно в порт, работая в радиусе до 250 км от портовых терминалов, тогда как более длинное транспортное плечо оставалось прерогативой железной дороги. Речные перевозки зерновых стопорились практически полным отсутствием речного флота с закрытыми трюмами и отсутствием современных речных терминалов.

На протяжении 2013-2014гг необходимость обслуживания рекордного экспортного грузопотока в условиях стареющего парка ж/д зерновозов привела к практически полному исчезновению системного контроля за превышением норм нагрузки на ось в автоперевозках. Автотранспорт уже брал на борт не 24 «нормативные» тонны, а до 40 реальных, что сделало его вполне конкурентным по сравнению с ж/д в расчете на 1т. Таким образом, летом 2014 года автотранспорт уже смело конкурировал с ж/д даже на плече до 700 км.

agrologistics

Однако со второй половины 2014 года по март 2015г произошла девальвация гривны более чем на 30% (примерно с 15 до 22 грн/дол), и было осуществлено два этапа повышения тарифов УЗ: на 12,5% летом 2014г, и на 30% с 1 февраля 2015г. Естественно, в условиях «универсальности» зерновых грузов, эти факторы предопределили будущий передел рынка.

Так, если в начале 2014 года автотранспорт был примерно на 17% дороже ж/д доставки (при условии перегруза, ведь при нормативной загрузке на обозначенном маршруте авто оказывается примерно в 2 раза дороже ж/д), а речной транспорт – на 19% дешевле вагонной доставки, то уже в первом квартале ситуация существенно изменилась.

На фоне снижения стоимости в долларовом эквиваленте, автотранспорт сократил отставание от ж/д до 13%, а река, номинированная в валюте (фрахт и бункеровка), перестала быть самым дешевым средством доставки.

В случае реализации пессимистического сценария, если гривна девальвирует до уровня 30 грн/дол, а УЗ будет вынуждена поднять тариф еще на 25% (согласно озвученным планам), река и вовсе станет самым дорогим транспортом (при условии привлечения иностранного флота), а автотранспорт сократит отставание от ж/д уже до 10%.

Таким образом, в условиях пренебрежения нормативов загрузки, можно ожидать дальнейшего наращивания доли автоперевозок, что вероятно приведет к окончательному разрушению автомобильной инфраструктуры в агропромышленных и портовых регионах Украины.