Как известно, ни один из многочисленных вариантов проекта Методики расчета ставок портовых сборов, разработанных ранее АМПУ вместе с МИУ, так и не был принят из-за серьезных замечаний, высказанных специалистами морского транспорта и представителями бизнеса. Данная публикация содержит некоторые собственные предложения к проекту Методики.
О механизме корректировки портовых сборов
Методика расчета ставок портовых сборов, взимаемых с судовладельцев в морских портах Украины, согласно приказу МИУ №316 (в дальнейшем – Методика), является отраслевым нормативно-методическим документом в области портового ценообразования. Основное ее назначение - разработка экономически обоснованного базового уровня ставок портовых сборов (за исключением государственного административного сбора) для взимающих их предприятий в сложившихся объективных условиях их работы, включая систему налогообложения в стране. Так как в основу расчета таких сборов была положена стоимость услуг, оплачиваемых судовладельцами, они должны обеспечить эти предприятия средствами, необходимыми для их содержания и развития, - создать им условия для нормальной хозяйственной деятельности.
Однако при инфляции, сопровождаемой ростом расходов предприятий, а также из-за влияния ряда факторов объективного характера, приводящих к их изменению, потребуется систематическая корректировка базового уровня ставок портовых сборов.
То есть Методика сможет выполнять свое основное предназначение лишь в том случае, если ею будет предусматриваться не только расчет экономически обоснованного базового уровня ставок портовых сборов, но и, своего рода, механизм для обоснованной их корректировки. Такой механизм должен стать неотъемлемой составляющей самой Методики.
Так, при расчете с помощью Методики базового уровня ставок портовых сборов и при их корректировке реализуется учетная функция цены - сохраняется их стоимостный уровень при изменяющихся по причинам объективного характера расходах на содержание и развитие предприятий в период их действия. При регулировании же базового уровня ставок портовых сборов, осуществляемом, как правило, с использованием таких функций цены, как стимулирующая, распределительная, балансирования спроса и предложения и др., не сохраняется их стоимостный уровень, а наоборот, – происходит отклонение от него.
В то же время, Методика является важной составляющей проводимой МИУ портовой тарифной и инвестиционной политики. Так как только исходя из обоснованного, стоимостного базового уровня портовых сборов и себестоимости услуг, ими оплачиваемых, в период их действия, возможно эффективное регулирование МИУ их уровня в зависимости от сложившейся конъюнктуры на международных рынках портовых и транспортных услуг, а также проведение инвестиционной политики в зависимости от инвестиционного климата в стране.. Этим и было обусловлено требование создания Методики, предусмотренное Законом Украины "О национальной комиссии регулирования в сфере транспорта».
Экономически обоснованный базовый уровень ставок портовых сборов и себестоимости услуг, ими оплачиваемых, в период их действия необходим и для эффективного проведения экономической политики на самих предприятиях,
Расчет базового уровня ставок портовых сборов с помощью Методики - разработанных для этого формул, производится для вводимых правительством новых портовых сборов и портовых сборов для новых перегрузочных комплексов и морских портов. А также при оценке их уровня на стадии обоснования экономической целесообразности нового строительства, когда недостаточно одного лишь определения общей величин затрат, относимых на судовладельцев для компенсации портовыми сборами.
Перерасчет базового уровня действующих ставок портовых сборов с помощью Методики производится при изменении принципов их расчета и условий взимания (как в нашем случае при переходе на взимание портовых сборов с валовой вместимости судов). А также в установленный Методикой срок введения их в действие в случаях значительных изменений структуры облагаемого сборами судооборота морских портов и других объективных факторов.
В остальных случаях, как правило, осуществляется только корректировка действующего базового уровня ставок портовых сборов в период их действия с помощью коэффициентов. Такие коэффициенты определяются расчетно-аналитическим методом по каждому портовому сбору, за исключением администратикного сбора. Согласно этому методу, величина каждой составляющей себестоимости услуг, оплачиваемых каждым портовым сбором, определяется по результатам анализа уровня фактических затрат в базовом и в прогнозном (плановом) году с учетом коэффициентов расчетной прибыли. В Методике должен быть приведен перечень объективных факторов, обуславливающих необходимость корректировки ставок портовых сборов.
Корректровки портовых сборов значительно упрощает приведение их к экономически обоснованному (стоимостному) уровню по сравнение с их перерасчетом с помощью Методики.
Методика, учитывающая механизм корректировки портовых сборов, позволит унифицировать и сделать прозрачными не только расчеты экономически обоснованного базового уровня их ставок, но и принципы их обоснованной корректировки в период их действия.
Следует отметить, что базовый уровень ставки портовых сборов (определенный ГП "УкрНИИМФ» исходя из уровня и условий их взимания при СССР и введенных в морских портах Украины) с середины 1990-х и до настоящего времени не пересчитывался. Правительством осуществлялась только их корректировка. Институтом рассчитывался, и в дальнейшем правительством также только корректировался, базовый уровень ставок нового административного сбора, впервые введенного в отечественных морских портах.
Не пересчитывались, а только корректировались и ставки портовых сборов в морских портах СССР с 1975 года (момента введения новой системы портовых тарифов и судовых сборов) и до 1989 года. За исключением расчета базового уровня ставок новых портовых сборов – маячного и санитарного. Да и переход от взимания портовых сборов с чистой регистровой вместимости судов на взимание их с условного объема (модуля) судов производился не путем перерасчета их ставок, а путем корректировки. Значительные различия соотношения чистой регистровой вместимости и модуля у специализированных судов (по сравнению с универсальными судами) привели к необходимости введения для них специальных коэффициентов при начислении портовых сборов для взимания с их владельцев. Это позволило избежать необоснованных изменений расходов на оплату специализированными судами портовых сборов при переходе на новый базис расчета их ставок.
Корректировка цен и тарифов получила широкое распространение в ценообразовании и, как правило, применяется при корректировке портовых сборов в зарубежных портах. Поэтому непонятно, почему в рассматриваемом варианте проекта Методики, разработанном с участием иностранных специалистов и экспертов в области портового ценообразования, вместо корректировки ставок портовых сборов предлагается с ее же помощью – по приведенным в ней сложным формулам - производить и их перерасчет (пересмотр) - не реже одного раза в три года? А "В случае отклонения более 10 процентов показателей, отраженных в отчетности, от показателей, которые были использованы при расчете ставок портовых сборов, пересмотр осуществляется в году, следующим за годом, в котором выявлены такие отклонения. Пересмотр уровня ставок портовых сборов может быть досрочно инициирован получателем портовых сборов» (согласно пункту 13 главы 1 раздела II Методики).
Возникает ряд вопросов:
Чем же вызвана необходимость перерасчета (пересмотра) базового уровня ставок портовых сборов в приведенных случаях именно с помощью Методики, а не путем их корректировки? Ведь, для их перерасчета с помощью Методики вновь потребуются трудоемкие 3 - этапные пути получения прогнозируемых на пятилетие (по каждому году пятилетки с расчетами средневзвешенных величин) показателей предприятий, их взимающих, с применением сложных формул?
Разве не из-за чрезмерной сложности Методики и ее непрозрачностиопускающей принятие субъективных решений как при определении необходимых показателей, так и при расчетах ставок портовых сборов, Государственной регуляторной службой так не был принят ее проект? Однако, вопреки замечаниям этой Службы, в рассматриваемом варианте проекта Методики не только сохраняются сложные пути получения необходимых для этого исходных данных предприятий, но и сложные формулы расчета ставок портовых сборов. Более того, даже рекомендуется с ее же помощью производить и столь частый перерасчет (пересмотр) их уровня!
Допустим, что упомянутый перерасчет базового уровня ставок портовых сборов предусматривается производить не исходя из показателей предприятий на прогнозируемый 5-летний период их развития, а на планируемый первый год периода их введения в действие с помощью разработанных в Методике формул. Но в таком случае (при столь частом их пересмотре) теряет смысл и изначальный их расчет производить исходя из прогнозируемых показателей предприятий на пятилетие.
Если же перерасчет базового уровня ставок портовых сборов планируется производить не по предлагаемым формулам, а путем их корректировки, то в Методике должны быть соответствующие указания и предусмотрен механизм определения необходимых для этого коэффициентов. Непонятно.
Ставки портовых сборов для отечественных морских портов должны устанавливаться в национальной валюте (в гривнах). Оплата портовых сборов иностранными судовладельцами производится в свободно конвертируемой валюте согласно курсу Национального банка Украины.
О показателях предприятий, принимаемых при расчете базового уровня ставок портовых сборов и при их корректировке
При выборе показателей для расчета базового уровня ставок портовых сборов (кроме административного сбора) и их корректировки, следует учитывать особенности структуры затрат, подлежащих компенсации портовыми сборами, а также специфические условия работы предприятий, их взимающих.
Так, расчет ставок основных портовых сборов (за исключением административного сбора) производится исходя из расходов на содержание и развитие инфраструктуру морских портов: причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений, акваторий, каналов, якорных стоянок, маячной службы и т.п. То есть тех средств труда, которые создают условия для безопасного судоходства в портовых водах. Особенностями структуры затрат на их содержание является высокая доля условно постоянных расходов, в малой степени зависящих от объемов перевалки портами грузов и величины облагаемого сборами судооборота. Поэтому при прогнозируемом на 5-летие развитии морских портов и других предприятий, взимающих портовые сборы, предусматривающем, как правило, значительный рост грузооборота и соответствующий ему рост облагаемого сборами судооборота, сопровождается значительным снижением удельных затрат на содержание указанных сооружений. То есть затрат, приходящихся на единицу облагаемой сборами валовой вместимости судов, что приводит к соответствующему снижению уровня рассчитанный на их базе ставок портовых сборов. (Естественно, при условии объективного подхода к определению всех прогнозируемых показателей предприятий, необходимых для расчета ставок портовых сборов, и к самому расчету с помощью сложнейших формул).
Уровень базовых ставок портовых сборов, рассчитанных исходя из показателей предприятий на прогнозируемый повышенный рост облагаемого сборами судооборота на 5-летний период их развития, не обеспечит их необходимыми средствами в первые годы работы по ним из-за сравнительно более низкого объема обслуживаемых судов. Это потребует соответствующего их перерасчета с помощью Методики сразу же после их введения в действие.
К специфическим особенностям условий работы предприятий, взимающих портовые сборы, следует отнести высокую степень подверженности их влиянию природного фактора (действия стихии), носящего непредсказуемый характер. Эти особенности условий работы предприятий (под открытым небом) оказывают влияние не только на величину расходов на их содержание и развитие, но и на продолжительность их работы в течение годового периода. Следовательно, на объемы перевалки грузов и связанную с ними величину облагаемого сборами судооборота.
Возникают вопросы: разве могут в этих условиях быть сопоставимыми (по степени вероятности учета и реализации предприятиями) показатели на прогнозируемый 5-летний период их развития (да еще с учетом нового строительства!) и на планируемый первый год этого периода? Обоснованно ли принимать в основу расчета ставок портовых сборов низкую вероятность реализации предприятиями прогнозируемых на 5-летие показателей их развития?
Все эти факторы, а также сложность и непрозрачность исходных данных, необходимых для расчета ставок портовых сборов, допускающие негативное влияние принятия решений субъективного характера при их получении и использовании, ставят под сомнение их экономическую обоснованность при определении на 5-летие. Не в этом ли заключается основное назначение Методики? Ведь, от обоснованности базового уровня ставок портовых сборов зависит экономическое положение предприятий, так как услуги, ими оплачиваемые, являются основной их производственной деятельностью.
Поэтому считаю, что все расчеты базового уровня ставок портовых сборов, их перерасчеты и корректировку в период действия следует производить исходя из показателей предприятий на планируемый год, а не на прогнозируемое 5-летие.
Вряд ли расчеты ставок портовых сборов и их корректировка в зарубежных портах производится исходя из показателей их развития на прогнозируемый 5-летний период.
О портовых сборах и конкурентоспособности портов
Следует, наконец, признать отсутствии эластичности спроса на услуги, оказываемые судовладельцам, от уровня оплачиваемых ими портовых сборов. Конкурентоспособность портов, как правило, не зависит от уровня портовых сборов из-за сравнительно небольшой доли расходов на их оплату в общих расходах судовладельцев на содержание судов, а также ее незначительности в общих транспортных затратах грузовладельцев при перевалке грузов через порты.
В практической деятельности министерства было уже достаточно примеров, когда даже значительное снижение уровня портовых сборов в отечественных морских портах приводило, в основном, к повышению прибыли у судовладельцев, а не к ожидаемому росту объемов перевалки грузов в морских портах. А чрезмерное необоснованное повышение уровня даже всех судовых портовых сборов, включая портовые приказа МИУ №316, – на 58%! (а также тарифов на перевалку и хранение грузов на складах портов, в общем на 44%), как это было в 2008 году, сопровождалось лишь ростом фрахтовых ставок на перевозку грузов, а не соответствующим сокращением объемов их перевалки портами.
Выбор грузовладельцами портов перевалки грузов на мировых транспортных рынках, как правило, зависит не от уровня их портовых сборов, а от конкурентоспособности транспортной системы в целом, определяющей величину их общих транспортных затрат. Предпочтение, обычно, отдается тому порту, при перевалке через который общие транспортные затраты грузовладельцев будут минимальными, независимо от уровня портовых сборов в этом порту.
Однако в случаях, когда при перевозке грузов возможна их перевалка через различные порты, то конкурентоспособность будет выше у того порта, в котором ниже уровень портовых сборов лишь при условии равенства других транспортных затрат по доставке их получателю.
Поэтому все настоятельные требования представителей бизнеса о необходимости снижении уровня портовых сборов в отечественных морских портах могут быть приняты лишь при условии их строгой экономической обоснованности. И только в том случае, когда, действительно, предлагаемое ими снижение приведет к планируемому росту объемов перевалки грузов и облагаемого сборами судооборота в морских портах и, как минимум, к соответствующему увеличению их доходов от портовых сборов, а также росту поступлений средств от административного сбора в госбюджет.
Не должны портовые сборы служить и источником легкого получения сверхприбыли за счет необоснованного их повышения, как это было до недавнего времени. Не в этом основное предназначение портов. Прибыль, учитываемая при расчете ставок портовых сборов (за исключением административного сбора), должна соответствовать величине, необходимой для развития предприятий, их взимающих.
Не следует требовать снижения портовых сборов и от самой Методики, как таковой. Ее основное назначение – не повышение и не снижение уровня портовых сборов, а определение экономически обоснованного их базового уровня в сложившихся объективных условиях работы предприятий.