Еще полтора месяца назад мне бы не пришло в голову оценивать наши диджитал решения в разрезе проблем обороны и безопасности. Что ж, 24 февраля мир перевернулся. То, что вчера казалось немыслимым, сегодня уже стало для нас рутиной.
В среде военных есть присказка: дилетанты изучают тактику, любители - стратегию, а профессионалы - логистику. От устойчивости цепочек поставок и линий снабжения на современной войне зависит все - боеспособность вооруженных подразделений, устойчивость экономики, гуманитарная ситуация на фронте и в тылу. Успех логистики буквально проводит грань между жизнью и смертью. Украинцам уже не нужно это объяснять - они видели и километровые очереди у аптек, и пустые полки в супермаркетах. Но самое страшное - мы видели гуманитарные трагедии Ирпеня, Бучи, Мариуполя, где голод и жажда унесли сотни, если не тысячи жизней.
Дилетанты изучают тактику, любители - стратегию, а профессионалы - логистику.
Вопрос логистики стал вопросом национальной безопасности, им уже озаботились в правительстве. Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков объявил, что уже сейчас в стране формируется "гибкая логистическая система, которая быстро реагирует на внешние угрозы, адаптируется к ним". Подчеркивается важность такой системы как для устойчивости экономики, так и для эвакуации населения из опасных зон.
Конечно, такое заявление можно воспринимать как политическое. Любая логистическая система должна проявлять гибкость, иначе ее ждет развал. Власти, бизнес и предприятия всегда по мере сил подстраиваются под обстановку. Вопрос только в том, насколько быстро и эффективно это делается в "ручном режиме".
А как могла бы выглядеть "гибкая логистическая система" на практике, если рассматривать ее как сколь нибудь предметный и масштабный проект? Опыт и здравый смысл подсказывает, что это будет прежде всего цифровая система - быстрая, автономная, хорошо защищенная и распределенная.
Немного истории
Идея создания национальной IT-системы для организации логистики не нова. Попытки построить нечто подобное предпринимались и 10, и 30, и 50 лет назад.
Широко известен проект Cybersyn, который в 1970-х годах реализовывало коммунистическое правительство Чили, пригласив на работу известного британского кибернетика Стаффорда Бира. На тот момент это была совершенно утопическая попытка построить сложную IT-инфраструктуру для управления национальной экономикой - предвестницу MDM, EDI и ERP-систем, которые используются на современных предприятиях. Но даже на тогдашней технологической базе, в условиях недофинансирования, "Киберсин" давал успешные кейсы и позволял находить слабые места в цепочках поставок.
Комната управления Cybersyn в семидесятых смотрелась очень футуристично
В 1972 году экономику Чили фактически парализовала масштабная забастовка грузовых перевозчиков. В стачке принимали участие порядка 50 тысяч траков, но операторы Cybersyn смогли успешно обеспечить снабжение столицы силами всего двух сотен доступных им грузовиков.
Хотя коммунистический режим Чили это и не спасло, опыт Cybersyn и идеи Стаффорда Бира стали важным маяком для развития IT-инфраструктуры. Спустя 15 лет этот опыт успешно применялся уже западным бизнесом, когда компьютеры стали заметно гораздо дешевле и быстрее. На предприятиях началось массовое внедрение ERP-систем и стандартов обмена данными EDI. Сегодня даже среднему бизнесу доступны недорогие, но эффективные логистические решения - системы управления складом (WMS), системы управления транспортом (TMS).
Новые возможности
Теперь у IT есть целый арсенал мощных инструментов, о которых инженеры Cybersyn могли только мечтать. Прежде всего, это возможность получать и обрабатывать данные в режиме реального времени, алгоритмы машинного обучения, доступ к данным геолокации и спутниковой картографии.
Сегодня совсем несложно представить себе единую базу данных, которая объединяет в себе сводки по складским запасам на сотнях объектов и обновляется в режиме реального времени. Несложно представить себе и TMS-инфраструктуру, которая помогла бы эффективно управлять автопарком, позволила бы прокладывать и менять на ходу оптимальные маршруты для грузовиков и транспорта (в том числе, основываясь на данных со спутниковых снимков прифронтовой зоны).
Несложно представить себе предиктивные машинные алгоритмы, которые могли бы мгновенно обнаруживать слабости в цепочках поставок и прогнозировать логистические кризисы. Если ИИ может предсказать дефицит модных игрушек на основании анализа запросов в поисковиках, то почему бы не использовать его для прогнозирования кризисов на основании анализа новостных заголовков?
Все эти технологии не просто существуют, они давно применяются в мировой логистической практике. Бизнес использует их для сокращения издержек и максимизации прибыли. Но их также можно использовать для защиты национальной экономики и спасения жизней.
Техническая сторона вопроса заключается лишь в том, чтобы объединить доступные решения в рамках одной системы и обеспечить ей должный уровень киберзащиты. Или хотя бы создать инфраструктуру для развития подобной системы силами бизнеса и экспертов-волонтеров.
Итогом такой работы могла бы стать цифровая платформа, которая объединила бы транспортных операторов, производителей и ритейлеров. В мирное время она была бы удобной системой для обмена данными, или даже для совершения сделок (к примеру, на основе смарт-контрактов). А в условиях кризиса или войны - могла бы стать инструментом для согласованного управления цепочками поставок.
Разумеется, кто-то скажет, что сама идея такой платформы - это утопизм и разбазаривание ресурсов. Пару лет назад скептики отзывались в таком же ключе об идее платформы "Дія", а сегодня ее цифровые услуги уже стали для украинцев привычными.
Вызовы и трудности
Надо понимать, что технологии не станут волшебным решением и "таблеткой от всего". Логистика военного времени - это задача с миллионом переменных. Грамотное планирование и крутые менеджеры тут также важны, как и передовые технологии. В конце-концов, невозможно обеспечивать цепочку поставок, когда ваши ключевые склады разграблены, заблокированы или уничтожены. Именно это случилось с Rozetka - образцовым украинским интернет-магазином, который теперь вынужден бороться за выживание из-за полного коллапса логистической системы.
Сможет ли даже самая продвинутая TMS-система учесть все нюансы военного времени и тонкости человеческого фактора? Скажем, на этой войне одним из самых весомых препятствий автомобильной доставки грузов изначально стали пробки у стихийных блокпостов. Об этом писал основатель той же "Rozetka" Владислав Чечёткин, на проблему вынуждены были реагировать в правительстве.
Очевидно, что комплексная система управления логистикой стала бы очень желанной целью для хакеров страны-агрессора. По данным СБУ, в ночь российского вторжения враг предпринял попытку сломать киберзащиту Украины и парализовать критическую инфраструктуру страны. За месяц войны украинские специалисты пресекли более 120 вражеских кибератак, и продолжают делать это ежедневно. Устойчивость и защищенность теперь станет одним из главных требований к любой логистической разработке. Она должна выдержать не только ddos-атаку или взлом серверов, но и сохранить работоспособность в случае проблем с доступом в сеть.
Есть и чисто технологические вызовы, связанные с масштабируемостью и экономической рентабельностью. Чтобы подобный проект не превратился в большой "слив", или "распил" бюджетов, к разработке нужно привлекать опытных аутсорсеров, с успешными кейсами в нише и безупречной репутацией. Как минимум - обеспечить открытые и прозрачные тендеры на разработку.
Новые перспективы
Вопрос устойчивости цепочек поставок - это вопрос государственной безопасности и гражданских приоритетов. Сегодня мы получаем уникальный опыт европейской войны ХХI века, его можно и нужно использовать. Устранять слабые места в логистике, находить точки роста, синтезировать полученные знания с новыми технологиями и практическими наработками.
В Украине диджитализация логистики многие ходы "хромает", темпы внедрения новых технологий в этой отрасли значительно отстают от лучших мировых трендов. Что ж, настало время все исправить. Это вопрос не только к государству. Каждый бизнес, каждый транспортный оператор, каждый производитель и ритейлер в Украине - после войны все будут вынуждены полностью пересмотреть свои подходы и обратиться к технологиям, чтобы обеспечить себе запас прочности. Говоря простым языком - хватит полагаться на ручку, блокнот и Excel. Система на основе этих инструментов не работает в стрессовом режиме и не имеет больших перспектив развития.
Хочется верить, что испытывать новые решения в боевых условиях нам больше не придется. После победы Украины над агрессором ужасы войны больше никогда не вернутся на нашу землю. Мы заново отстроим взорванные мосты, проложим новые дороги, восстановим все уничтоженное и сожженное. И мы обязательно будем готовы к любым новым трудностям и вызовам.
Слава Украине!