То, о чем так долго говорили в Украине, наконец, может стать явью - речь о внедрении частной локомотивной тяги. Все мы наслышаны о тех проблемах с грузоперевозками, которые перманентно возникают у "Укрзализныци" в последние годы по причине дефицита тягового подвижного состава. Правда, за этот год произошли некоторые подвижки - в Украину были поставлены и введены в эксплуатацию 15 американских тепловозов. Но этого крайне мало и ситуацию такие объемы не спасают. Поэтому отрадно видеть, что новая украинская власть сдвинула с мертвой точки вопрос проведения пилотного проекта по внедрению частной тяги.
Как недавно сообщил министр инфраструктуры Украины, пилотный проект должен перейти в практическую плоскость уже до конца этого года. Правда, пока мало конкретики от украинских чиновников об условиях "пилота" - например, об участках или локомотивах, которые могут быть допущены к тестированию.
Вместе с тем, уже какое-то время известно, что компания "Лемтранс" в том числе с прицелом на эксперимент взяла в аренду у эстонской Operail тепловоз C30-M. Это американский тепловоз, прошедший глубокую модернизацию.
По моему мнению, в рамках пилотного проекта именно аренда тягового подвижного состава и должна стать тем оптимальным механизмом, с помощью которого потенциальные участники "пилота" могли бы привлекать тягу. Ведь само понятие пилотного проекта не дает никаких гарантий того, что проект будет успешным. Тем более, как мы уже слышали, на "пилот" хотят выставить мало задействованные участки. А значит, для потенциальных участников нет смысла инвестировать в новые локомотивы, тем более в их покупку.
В рамках пилотного проекта именно аренда должна стать тем оптимальным механизмом, с помощью которого потенциальные участники "пилота" могли бы привлекать тягу.
В случае же успеха эксперимента и в перспективе полноценной либерализации рынка ж/д перевозок, локомотивов понадобится больше, а это вновь значительные инвестиции. Аренда локомотивов, в таком случае, поможет избежать крупных инвестиций и получить в свое пользование локомотив уже сейчас. Поэтому вновь возвращаемся к вопросу аренды локомотивов, как к оптимальному варианту привлечения тяги.
Мы помним о главном условии, уже не раз озвученном руководством МИУ и УЗ, - о безопасности. И поверьте, наш опыт предоставления локомотивов в аренду в Казахстане, странах Балтии, Германии, Польше, Венгрии и других европейских странах, подтверждает, что по этому компоненту они соответствуют всем требованиям.
Также мы слышали слова министра инфраструктуры Владислава Криклия и главы "Укрзализныци" Евгения Кравцова о том, что локомотивы для пилотного проекта не должны быть российскими.
В этом контексте наша компания, например, уже сейчас готова предложить тепловозы 2ТЭ116 собственного парка после проведенного капитального ремонта. 2ТЭ116 - это двухсекционный тепловоз украинского производства, локомотивы, которые выпускались Луганским тепловозостроительным заводом. Тепловозы данной серии на протяжении долгой своей истории зарекомендовали себя как очень надежные, экономичные и простые в обслуживании, а своевременно выполненное их обслуживание и проведенный капитально-восстановительный ремонт на нашем предприятии АО "Даугавпилсский локомотиворемонтный завод", обеспечит высокий коэффициент доступности в эксплуатации. Повторюсь, есть сомнения, что в рамках "пилота" будут все-таки настаивать на новых локомотивах под частную тягу, поскольку это мероприятие очень дорогостоящее.
Но и абсолютно новые локомотивы мы тоже вполне можем предложить. Если такое условие будет озвучено, то будем рассматривать вопрос создания парка новых локомотивов, ведь нам доступны схемы лизинговых поставок тяги в Украину.
Можно констатировать большой спрос в Украине на маневровую тягу.
В целом мы с перспективой оцениваем этот рынок. Если отойти от вопроса пилотного проекта, то можно констатировать большой спрос в Украине на маневровую тягу, очень многие компании интересуется возможностью взять в аренду именно маневровые машины. Есть большой спрос со стороны портов, ГОКов, добывающих компаний, металлургов; со стороны логистических компаний, которые работают при портах (как государственных, так и частных). Также на протяжении последних двух лет мы видим интерес со стороны не только и не столько крупных игроков, как от компаний среднего бизнеса.
А по поводу "пилота" еще раз отмечу - мы следим за этим процессом. И тут лишь слово за украинскими транспортными властями - нужно понять, условия и требования к потенциальным участникам проекта - доступной информации, как я уже отмечал, не так много и чуть больше открытости в этом вопросе не помешало бы.