27 февраля Кабинет министров Украины принял достаточно важное для развития портовой отрасли Постановление №133, которое позволит значительно упростить процедуру выполнения работ по созданию новых и модернизации существующих объектов портовой инфраструктуры (дноуглубление, строительство и реконструкция причалов и т.д.) за счет средств АМПУ.
Этим Постановлением Кабмин расширил условия, при соблюдении которых АМПУ вправе финансировать подобные работы даже при отсутствии утвержденного финансового плана на соответствующий год.
Как известно, действующее Постановление Кабмина № 899 от 03.10.2012 г. содержит общее правило, согласно которому любое государственное предприятие не имеет права осуществлять капитальные инвестиции в случае, если у такого предприятия не утвержден финансовый план на текущий год и такие инвестиции не включены в этот финплан.
Наличие этой нормы создавало серьезные барьеры и существенно затягивало процесс выполнения работ за счет средств АМПУ, в особенности, когда речь шла о долгосрочных проектах, которые предполагали реализацию в течение нескольких лет - в таких случаях по истечении каждого календарного года необходимо было приостанавливать финансирование и дожидаться утверждения нового финплана АМПУ и так каждый год.
Новым Постановлением № 133 от 27.02.2019 г. Кабмин предусмотрел специальные исключения из указанного выше правила, актуальные сугубо для АМПУ. В частности, это Постановление разрешает АМПУ осуществлять капитальные инвестиции даже при отсутствии финансового плана на текущий год, но при обязательном соблюдении всех следующих условий:
- проект и титул на выполнение работ должны быть утверждены в установленном законодательством порядке (напомним, что ранее АМПУ имела право осуществлять капитальные инвестиции без финплана только в том случае, если проектная документация была утверждена на уровне Кабмина (при этом Кабмин утверждает проекты только в тех случаях, когда сметная стоимость проекта составляет 400 млн грн или более, а во всех остальных случаях проект утверждается на уровне АМПУ и Мининфраструктуры). Таким образом, данное нововведение позволит АМПУ финансировать работы без наличия финплана и в тех случаях, когда сметная стоимость проекта меньше 400 млн грн. и в этой связи проект не подавался на утверждение Кабмина;
- финансирование работ по данному проекту должно быть включено в финансовый план АМПУ за прошлый период.
- запланированный срок реализации соответствующего проекта, с учетом всех будущих запланированных периодов, должен соответствовать тем срокам, которые указаны в титуле строения и заключенных между АМПУ и подрядчиками договорах на выполнение работ (этот пункт Постановления сформулирован не вполне понятно, но, вероятнее всего, речь идет о том, что если при изначальном включении того или иного инвестпроекта в финплан АМПУ было указано, что на реализацию проекта запланировано, к примеру, 3 года, то именно такой же срок реализации должен быть предусмотрен утвержденным титулом и договорами АМПУ с подрядчиками).
Таким образом, Постановление предусмотрело значительное упрощение процедуры выполнения работ АМПУ при отсутствии утвержденного финансового плана на текущий год.
Это не означает, что теперь для осуществления капитальных инвестиций финплан АМПУ в принципе не нужен, но означает, что если:
- изначально тот или иной инвестпроект был включен в финплан АМПУ;
- проектная документация и титул строения по нему были утверждены по установленной законодательством процедуре, и заключены договоры с подрядчиками на его реализацию;
- и при этом сроки реализации проекта, указанные в изначальном финплане, титуле и договорах совпадают,
то в дальнейшем АМПУ вправе беспрепятственно финансировать выполнение работ в рамках такого проекта, даже, если финпланы на последующие годы не будут утверждаться или будут утверждаться несвоевременно.