Вчерашний эпик фейл в лучших отечественных традициях, когда в аэропорт Борисполь относительно новый рельсобус Pesa, распиаренного на наивысшем государственном уровне Kyiv Boryspil Express, притянул старый добрый тепловоз М62, на самом деле мог оказаться не случайной поломкой, а спланированной спецоперацией "Укрзализныци". Ведь таким образом компания смогла отвлечь внимание тысяч потенциальных пассажиров, пытавшихся вчера же безуспешно купить билеты на декабрьские поезда, на более хайповую тему. Это, конечно же, ШУТКА!!!

47067079_2184547938251701_3080315944434663424_n

Фото: facebook.com/avianews

Просто так совпало и вторник 4 декабря 2018 года с чередой провальных железнодорожных событий оказался поистине "черным" для ж/д монополиста. Можно тратить сотни тысяч гривен на пресловутого СММ-щика (кстати, пока сильно не заметны плоды его трудов, и где обещанное "квадратное видео"?), на содержание пресс-службы и корпоративных СМИ, рассылать релизы о том, что "УЗ єднає Захід і Схід", но если в один день на глазах изумленной публики у компании случаются одна за другой нештатные ситуации, которых могло бы в принципе не быть, то клиент (в данном случае десятки тысяч пассажиров) запомнит именно эту неприглядную сторону компании. Как говорится, запоминается всегда последняя фраза.

И Бог с ней, со сломанной Песой, - есть примеры в мировой практике, когда миллиардные инфраструктурные проекты после запуска давали сбои. Верю, что УЗ сможет справиться с "детскими болезнями" экспресса в Борисполь и через какое-то время ощутимых сбоев на ветке Киев-Пассажирский - Борисполь-Аэропорт не будет. Думаю также, что не всю вину здесь следует перекладывать на железнодорожников - предполагаю, что рельсобусы не были в достаточной мере подготовлены к запуску на маршруте и по причине того, что "сверху" была дана команда или сигнал, что до 1 декабря экспресс в аэропорт должен быть запущен. Вот "Укрзализныця" и сделала как смогла и все, что успела. И справедливости ради надо сказать, что в целом успела достаточно много за 9 месяцев и реализовала очень нужный проект.

503

Но я все же о другом - о том, что вчера происходило с продажей билетов на декабрьские поезда. Как известно, УЗ еще в первой половине ноября ограничила продажу билетов на декабрь, аргументируя это необходимостью внесения изменений в график движения поездов в связи с запуском аэроэкспресса в Борисполь. Открыть продажу пообещали с 26 ноября. В этот день, как оказалось, продавать стали билеты на рейсы только до 20 декабря. На пиковый же период пассажирских перевозок - на Рождество и Новый год - пообещали начать продажи до 5 декабря.

В этом месте хочу задать вопрос железнодорожникам: почему аж до 5 декабря? Я без троллинга, просто хочу понять (честно, в этом не разбираюсь). Понимаю, что есть графисты, которые напряженно составляют график, включают туда дополнительные поезда, тот же экспресс в а/п Борисполь берут во внимание. Но почему так долго? Это делается на бумаге с ручкой и линейкой? Если так, то почему на 18-м году ХХІ века в УЗ не позаботятся о том, чтобы как-то автоматизировать и ускорить эти процессы. Компания рапортует о миллиардных капинвестициях в текущем году, так выделите миллион (или сколько нужно) на покупку компьютеров и разработку необходимого программного обеспечения, если его нет. Зачем создавать нервозность у пассажиров и накалять обстановку? Это понятно, что пассажир должен страдать (мы все же в Украине живем), но зачем же еще на этапе ожидания покупки билетов?

В общем, как не сложно догадаться, даты 5 декабря ждали несколько десятков тысяч потенциальных пассажиров по всей стране. Неудивительно, ведь по опыту прежних лет все знают, что достать дефицитный билет в последние дни перед праздниками будет нереально, поэтому лучше позаботиться заранее. Ждали все, кроме, кажется, самой "Укрзализныци".

12345

А потому 4 декабря, когда билеты небольшими партиями стали выбрасывать в продажу, сайт booking.uz.gov.ua не справился с нагрузкой и практически прекратил работать. В УЗ заявили, что нагрузка на сайт выросла в 6 раз.

Те, кому позволяло время в течение рабочего дня, все же смогли купить билеты. Подозреваю, что ценой потери не одной нервной клетки. А как иначе, ведь сайт то не грузился, то выдавал сообщения вроде "У вас нестабильно работает интернет" (Камон, ребята! Это у меня не работает интернет! Это, кажется, у вас что-то не работает), то показывал, наконец, наличие мест в поезде на запрашиваемую дату, но вновь зависал, а в мобильном приложении становилась не активной кнопка "Поиск поездов".

1212125

Как потом выяснилось, у многих пассажиров, сумевших осуществить покупку билетов, деньги сняли, но билеты не прислали. Позже деньги стали возвращать. Билеты тоже начали слать. Короче, было весело.

Лично я ближе к полуночи таки тоже частично смог удовлетворить свой билетный спрос. Но не до конца - не все билеты были доступны. Понадеялся, что сегодня ситуация станет получше. Вроде уже появились. Аминь!

Но сайт все еще виснет. Так что я в процессе…

Сегодня утром "Укрзализныця" отрапортовала, что за сутки 4 декабря было продано 244 тыс. билетов, из которых 148 тыс. - через интернет.  А вообще, обычно в среднем за сутки через интернет продается около 77 тыс. билетов.

Я в математике не силен, но мне кажется, что если билеты онлайн купило в 2 раза больше пассажиров, чем обычно за сутки, а нагрузка на сайт была в 6 раз выше стандартной, то кто-то таки остался вчера без билетов.

Между тем УЗ порадовала очередным релизом, в котором в связи с ажиотажем просит пассажиров "зважено підходити до процесу купівлі квитків на поїзди".

Я бы, в свою очередь, хотел попросить УЗ более взвешенно работать со своими клиентами - в данном случае десятками тысяч пассажиров. О том, что вряд ли стоит доводить пассажиров до некой точки кипения, оставляя чуть ли не на последний момент продажу билетов на самый востребованный период, я уже сказал.

12125

Второй момент - технический. Никто не застрахован от таких проблем. Когда сайт, за работу которого я отвечаю, не справляется с наплывом читателей и виснет, то очевидно, что нужно арендовать сервер помощнее. Не знаю, с какого рода проблемами вчера и сегодня столкнулся сайт booking.uz.gov.ua, но подозреваю, что при наличии желания и незначительных финансовых вливаниях обеспечить его бесперебойную работу даже при 6-кратном росте трафика можно было бы. Это, если у людей, отвечающих за онлайн продажу билетов, присутствует понимание, что ажиотажный спрос очень даже ожидаем в созданных условиях.

А если смотреть глобально, то налицо ситуация, когда монополист диктует условия и от этого никуда не денешься. Допустим, МАУ объявляет "черную пятницу" и у нее "ложится" сайт - помучился 20 минут и плюнул, можно и у Wizz или Ryanair билеты найти по интересным ценам. С "Укрзализныцей", к сожалению, все не так. Пока не так. Как тут не стать апологетом скорейшего внедрения частной тяги - надо сделать первый шаг, а там, глядишь, в дальней перспективе и до частных пассажирских ж/д операторов когда-нибудь дело дойдет.