Есть большая вероятность того, что 17 марта Крым проснется в другой реальности, зафиксированной официально – благодаря псевдо референдуму и признанию одной крупной страной и несколькими мелкими не самодостаточными субъектами международных отношений. На самом деле блокада Крыма уже присутствует: на примере транспортного сектора видно, что перемещение грузов с материковой части страны на полуостров и в обратном направлении затруднено, как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Причина проста – грузоотправители не хотят терять свои грузы в Крымском ромбе.

Ситуация в Крыму вносит коррективы в экспорт зерна из Украины в целом. В случае отделения Крыма, страна потеряет портовые мощности по перевалке 4,0-4,5 млн. тонн зерновых грузов из общих мощностей в 40,2 млн. тонн, то есть около 10%. В предыдущие два сезона (2011/12 и 2012/13 маркетинговые года) объем экспорта зерна и масличных культур составил 23,4 и 24,6 млн. тонн, что обеспечило 58,2% и 61,2% загрузку мощностей – критической загрузки не наблюдалось. Но, в текущем сезоне экспортный потенциал Украины резко вырос до 36 млн. тонн зерна и масличных на фоне рекордного урожая. Такой объем экспорта должен был бы загрузить мощности зерновых терминалов Украины на 90%, но необходимость перевалки зерна в обход крымских портов приведет к 100% загрузке оставшихся мощностей материковой Украины. По факту инфраструктуре по экспорту зерна придется работать на пределе возможностей, но с перевалкой зерна в текущем сезоне Украина справится. Прогнозы производства зерна на ближайшие годы обещают, что рекорд 2013 года будет не последним, то есть портовое хозяйство по перевалке зерна придется форсировано развивать.

В ближайшее время – счет идет на недели – произойдет перераспределение грузопотоков в обход крымских портов (пока отправки зерна просто приостановлены). На терминалах полуострова в основном переваливалось зерно, выращенное непосредственно в Крыму, или в юго-восточных областях страны. Блокада транспортного сообщения полуострова приведет к уходу грузопотока из восточных областей к терминалам Николаева, Херсона и портам Азовского моря.