Как известно, 29 сентября президент Украины Петр Порошенко подписал Закон о введении механизма "единого окна" и оптимизации контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины, в связи с чем "единое окно" полноценно пришло в нашу таможенную жизнь. Это был долгожданный шаг для участников внешнеэкономического сообщества, который еще на уровне проекта получил поддержку от различных общественных организаций и бизнес-ассоциаций. Подписание закона продемонстрировало открытость правительства перед бизнесом и международными инвесторами. Разумеется, данный шаг должен позитивно повлиять на улучшение инвестиционного климата в стране, гармонизировать украинские нормативные акты с европейским законодательством.
С вступлением закона в силу, изменения коснулись практических процессов каждого субъекта ВЭД. Часть из них вздохнула с облегчением, а у части в очередной раз "накалило нервы".
Изменение названий видов контроля с санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического, ветеринарного привело к тому, что после вступления в силу закона товары теперь подлежат таможенному контролю, пограничному контролю (который включает радиологический), санитарным мерам (к которым относятся ветеринарно-санитарный контроль и контроль пищевых продуктов), а также фитосанитарным мерам.
Радиологический и экологический контроль осуществляется без задействования субъекта ВЭД, а ведь не так давно невозможность его прохождения на границе ложилась на плечи импортера и декларанта в части сбора дополнительных документов и предоставления груза к досмотру соответствующей инспекцией по приезду в зону таможенного контроля.
В качестве примера можно привести импорт товаров FMCG, где импортеры освободились от процедуры получения заключения санитарно-эпидемиологической службы (далее - заключения СЭС) до начала таможенного оформления с целью прохождения санитарно-эпидемиологического контроля. Зная сроки рассмотрения документов, "номинальность необходимости заключения" по принципу "бумага ради бумаги", а также бюрократические процедуры Госпродпотребслужбы при получении таких заключений, отмена их предъявления в процессе таможенного оформления существенно сократила время на подготовку продукции к ввозу.
Отмена санитарно-эпидемиологического контроля исключает необходимость получать заключение, - подумали все. Но это не совсем так. Для реализации товара данное заключение все еще требуется.
Отмена санитарно-эпидемиологического контроля исключает необходимость получать заключение, - подумали все, но, увы (или к счастью), это не совсем так. Для реализации товара данное заключение все еще требуется. Тем не менее, на сегодняшний день импортер уже имеет возможность не задерживать отгрузку товара, несмотря на то, что отсутствие заключения СЭС еще придерживает товар перед началом продажи на складе.
Осуществлением контроля пищевых продуктов теперь занимаются те же сотрудники Госпродпотребслужбы, которые осуществляют и ветеринарно-санитарный контроль. Ранее за данный контроль отвечала санитарно-эпидемиологическая инспекция, которая завершала контроль продуктов питания без каких-либо официальных платежей, а для оформления требовалось лишь наличие сертификата здоровья от поставщика (health certificate). На сегодняшний день все выглядит иначе. Для прохождения контроля необходимо оплатить официальный платеж, сумма которого зависит от количества ввозимого товара, предоставить платежное поручение, предъявить сертификат здоровья (health certificate) или действующее СЭС заключение, а кроме этого предоставить груз к осмотру инспектору Госпродпотребслужбы в зоне таможенного контроля даже если по таможенным формальностям груз не попал под процедуру досмотра.
Необходимость доработки некоторых нормативных актов и неготовность как Госпродпотребслужбы, так и компаний-импортеров пищевой продукции к процессам прохождения контроля по-новому в начале стало следствием длинных очередей за подписанием соответствующих договоров и получением счетов на предварительную оплату таких услуг службы, а заполненность терминалов автомобилями для осмотра грузов стала еще более неприятным следствием. Стоит отметить, что ранее такие грузы выпускались по ГТД типа ИМ-40 ЕА (без заезда на таможенный терминал). На данный момент такое оформление стало практически невыполнимым. В некоторых случаях служба не успевала осуществлять контроль в положенный 4-х часовой норматив и намеренно ставила задержку на осуществление контроля путем требования предъявить к осмотру груз на таможенном терминале. Естественной реакцией на такие действия "контролеров" стали обращения бизнеса в таможенные органы для внесения ясности в процедуры таможенного оформления.
Флагманом в урегулировании вопроса стала Киевская городская таможня ГФС, руководство которой инициировало в конце октября проведение ряда встреч с субъектами ВЭД, главным предметом которых было обсуждение инициатив по внесению изменений в Закон Украины № 2042-III от 18.05.2017 "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктов..." в связи с введением механизма "единого окна" и оптимизацией осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Законная позиция бизнеса, которую поддержала таможня - оперативное прохождение контроля пищевых продуктов, которые импортируют добросовестные компании в полном соответствии с законодательством Украины, через систему "единого окна". Прежде всего, это соответствие процедуры ч. 10 ст. 319 Закона Украины №2530-VIII от 06.09.2018, в которой идет речь о взаимодействии таможни с уполномоченными органами при перемещении товаров через таможенную границу. Именно эту законодательную норму мы рекомендуем сохранить и применять в случае двоякой трактовки службами и таможнями, которая приводит к задержкам груза.
В некоторых таможнях по-прежнему сохраняется процесс оформления, при котором Госпродпотребслужба задерживает контроль свыше 4-х часов, а таможня не выпускает груз, тем самым нарушает норму ТКУ. Это приводит к ненормативным простоям транспортных средств, тем более, если речь идет о пищевых продуктах.
В Таможенном Кодексе Украины сказано, что, если на момент окончания времени оформления товара отсутствует информация о запрете его выпуска в заявленный таможенный режим, работники таможни будут самостоятельно завершать таможенное оформление, даже если разрешения соответствующего органа государственного контроля не будет. При этом стоит понимать, что таможня имеет право инициировать контроль Госпродпотребслужбы в связи с тем, что в Украине есть обязанности по качеству и безопасности пищевой продукции перед международным сообществом, которые мы не можем игнорировать.
Как нам стало известно, в некоторых таможнях по-прежнему сохраняется такой процесс оформления, при котором служба задерживает контроль свыше 4-х часов, а таможня не выпускает груз, тем самым нарушает норму ТКУ. Разумеется, это приводит к ненормативным простоям транспортных средств, тем более, если речь идет о пищевых продуктах.
Относительно изменений в фитосанитарном контроле пока радоваться нечему. Работаем по-старому.
Относительно изменений в фитосанитарном контроле пока радоваться нечему. Работаем по-старому, с оплатой за инспектирование в фитосанитарную службу, с досмотром товара инспектором с целью контроля маркировки деревянных паллет. В то же время, мы ожидаем вступление в законную силу изменений касающихся статьи 30 ЗУ "О карантине растений", в которой оговорено требование инспектирования объектов регулирования в ходе таможенного оформления. Изменения исключают эту норму, а плата за проведение фитосанитарного контроля товаров будет включаться в состав единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины.
Что касается ветеринарного контроля, ранее решение о необходимости отбора образцов для стандартного или расширенного анализа (отличие в сроках и стоимости исследования, а также набора проверяемых критериев в ходе исследования) принималось, опираясь на "субъективное мнение" представителя службы. С нововведениями такое решение будет приниматься на основании системы анализа управления рисками. Это исключит влияние человеческого фактора и, соответственно, коррупционную составляющую.
Для полноценной работы системы в кратчайшие сроки было приведено в соответствие программное обеспечение, которое отвечает основным требованиям закона, а впереди разработчиков ждет еще огромный объем работы, который сегодня даже невозможно оценить. В связи с тем, что различные нововведения закона будут внедряться постепенно, в трехмесячный срок со дня вступления в закона в силу будут приняты нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации, а в течение шести месяцев необходимо обеспечить доработку программного обеспечения для функционирования единой автоматизированной информационной системы таможни и создание долгожданного единого государственного информационного веб-портала "Единое окно для международной торговли". Разумеется, все упирается еще в сопутствующие службы, которые или будут содействовать, или (как это в основном и происходит) отмалчиваться, бездейственно кивать, а часто даже саботировать внедрение необходимых нововведений.
Чего же нам стоит еще ожидать в ближайшее время? Переход в полностью электронный документооборот, который заменит бумажные экземпляры. Благодаря этому импортеры, экспортеры, таможенные брокеры перестанут сканировать бумажные разрешения и отправлять их в таможню, а таможня уже не будет пытаться рассмотреть, что разрешено тем документом, который получен вместе с таможенной декларацией.
Бизнесу рано радоваться и стоит приготовиться ко второй волне интеграции, которая, по всем прогнозам, окажется непростой.
К тому же, отменяются необоснованные препятствия для экспорта украинских товаров путем согласования положений ТКУ и требований законов "О ветеринарной медицине", "О карантине растений", "Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов" относительно осуществления контрольных процедур в отношении товаров, вывозимых из Украины только тогда, когда это требуется страной импорта или транзита, а не в обязательном порядке, как сейчас. Также предусматривается приведение существующих сегодня процедур контроля товаров, ввозимых в Украину, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО "О применении санитарных и фитосанитарных мер", которая является неотъемлемой частью соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательная для всех членов ВТО, в том числе и для Украины. Кроме того, все мы ждем изменений, которые касаются многократного использования однократно внесенной информации, сокращения количества контролирующих органов на границе и уменьшение количества контролирующих органов, с которыми контактируют субъекты ВЭД в своей деятельности и количества разрешительных документов для таможенного оформления товаров.
Бизнесу рано радоваться и стоит приготовиться ко второй волне интеграции, которая, по всем прогнозам, окажется непростой. Ни для кого не секрет, что по сей день существуют нововведения, за которые всякий раз приходится бороться, выгрызая их зубами. Поэтому читаем внимательно Закон, запасаемся терпением и движемся в новом направлении, которое качественно изменит все наши таможенные процессы в лучшую сторону.